Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста

Педагогическая информация » Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся » Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста

Страница 3

Подростки все еще выявляют отсутствие правильного и полного обобщения языкового правила, не достигают максимума выдви­жения смысловых и вербальных гипотез.

Изучение особенностей рецептивных видов речевой деятель­ности подростков показало, что в этом возрасте чтение и аудирование претерпевают существенные качественные изменения у под­ростков по сравнению с младшими школьниками. Становится более совершенной деятельность чтения не только в технике (ско­рости), но и в глубине понимания. Совершенствование механизма осмысления, основанное на качественных прогрессивных измене­ниях в мыслительной деятельности подростка, становится цент­ральным звеном улучшения процесса чтения и понимания прочи­танного. В этом возрасте учащиеся, как правило, овладевают не только психологическими стратегиями чтения, т. е. способами ос­мысления в процессе понимания прочитанного, но и психологиче­скими тактиками, т. е. индивидуальными вариантами этого про­цесса. В подростковом возрасте совершенствуется деятельность аудирования, т. е. восприятия и понимания услышанного текста. В этом возрасте зависимость сохранения материала при аудировании от характера установки, как свидетельствует исследование Т.А.Стежко, становится еще более явной. Коммуника­тивная установка, т. е. установка на передачу услышанного, в большей степени, чем, например, мнемическая, т. е. установка толь­ко на запоминание, способствует сохранению и дальнейшему воспроизведению воспринятого текста. Она стимулирует более полную, точную и правильную передачу предметного плана прослушанного текста, основных предикаций каузальности и дру­гой информации принимаемого на слух текста. Коммуникатив­ная установка увеличивает лексическую насыщенность, т. е. появ­ление новых слов, текста, сохранённого и воспроизводимого после аудирования. Она приводит к преимущественному решению школьником мыслительных задач по предмету речевой деятель­ности, т. е. направлена на смысловое содержание текста, а не форму его выражения. Характер передачи воспринятого на слух текста зависит от учебной задачи, которую ставит перед учеником учитель. Это могут быть задачи ответа на вопрос, пересказа и другие. Примечательно, что именно при переходе от младшего школьного к среднему школьному возрасту происходит, как пока­зало исследование И.В.Скуридиной, значительное увели­чение полноты осмысления в условиях решения подростками учеб­ной задачи пересказа содержания воспринимаемого на слух текста. При этом наиболее полно им передаются предикаты пер­вого и второго порядка, т. е. основные мысли текста, а наименее полно - предикаты более высоких порядков, несущие второсте­пенную текстовую информацию. У учащихся наблюдается тенден­ция более активного сжатия сохраненного текста по сравнению с текстом-оригиналом за счет таких видов текстовой реконструкции, как обобщение и стяжение предикатов. В условиях решения учебной задачи «ответы на вопросы» были выявлены в целом аналогичные тенденции пере­дачи услышанного текста. Однако при ответе на вопрос в этом возрасте наблюдалась значительно большая точность осмысле­ния воспринимаемого текста. Было также установлено, что в процессе смыслового анализа текста подростки расширяют его за счет дополненных и распространенных предикаций.

Переходя к рассмотрению характера решения подростками коммуникативных задач, И.А.Зимняя отмечает, что в этом возрасте у школьни­ков появляются более совершенные тексты объяснения. Период развития объяснения, названный П.П.Блонским стадией каузаль­ных ответов, постепенно сменяется стадией спонтанных причинных объяснений. Учащиеся не припоминают причину, а ищут ее. Ана­лиз процесса объяснения у школьников-подростков выявил посте­пенное совершенствование решения этой коммуникативной задачи по линии развития причинно-следственных связей: перехода от индуктивного к дедуктивному способу построения; объяснения на основании соответствующих правил и законов и т. д. В подростко­вом возрасте при реше­нии коммуникативных задач описания, объяснения совершенст­вуются все три «плана» текста высказывания:

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи
Первый год обучения условно делится на 3 периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объёмом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей ...

Формирующий эксперимент по реализации программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка
Средства массовой информации в целом оказывает заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения подростков, а также прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, на эстетический вкус. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была поставлена цел ...

Воспитание в римских школах
От первых двух веков римской истории не осталось никакого свидетельства относительно обучения детей. Первое известие о школе относится к 449 году до Р. X Обычай учреждения школ перешел к римлянам от этрусков. Первые школы в Риме были делом частной предприимчивости. Практический склад римского народ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru