Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура

Педагогическая информация » Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся » Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура

Страница 4

Делая вывод, можно сказать, что мотивация определяется сформированными у человека потребностями, которые опосредуются при сдвиге мотива на цель присущими личности социальными смыслами: интересами, индивидуальным мировоззрением, ценностными ориентациями, официальными установками. Подобный механизм мотивационного регулирования действует и в учебной деятельности. Учебная мотивация – это направленность ученика на учебную деятельность, это отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения. {LINKS}

Согласно классификации И.А.Зимней, с позиции личностного смысла учебной деятельности, все учебные мотивы делятся на две группы: содержательные и социальные. Содержательные мотивы – это побудители, непосредственно связанные с содержанием учебной деятельности: познавательный интерес (интерес к знаниям и способам их добывания); потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания; мотив достижения, реализуемый через успехи в учебной деятельности; мотивы профессионального самоопределения (в старших классах). Социальные мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности. К ним относятся: потребность в общении (общение со сверстниками, сотрудничество с ними, признание в коллективе); моральное переживание позиции школьника (чувство ответственности, долга); мотивы поощрения и наказания; эмоции (яркие положительные эмоции как побудители к учению).

Исследование мотивационной сферы личности – сложная проблема. Такие методы как самоанализ, самооценка, анкетирование, беседа не могут дать полной реалистической картины мотивации, т.к. мотивы часто не осознаются или скрываются. Поэтому созданы непрямые методы проникновения во внутреннюю мотивацию: проективные методики по продуктам толкования стимульных материалов – сюжетных картинок Г.Мюррея, чернильных пятен М.Роршаха. Такие методики позволяют выявить некоторые неосознанные мотивы. В отечественной методике признан наиболее эффективным метод длительного наблюдения и на его основе анализ деятельности и её динамики (А.Н.Леонтьев). Этот метод можно применять в естественных ситуациях, он прост и даёт возможность давать многоаспектную характеристику мотивации. Существуют комплексные методики исследования мотивации, включающие прямые и непрямые методы исследования.

Программа формирования мотивации включает рассмотрение того, что и в какой последовательности целесообразно формировать учителю. При этом общий смысл формирования мотивации состоит в том, что учителю нужно стремиться переводить учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения – действенного, осознанного, ответственного. В целом учитель должен формировать: социальные мотивы, познавательные, эмоции (положительные, устойчивые, избирательные), умение учиться. Самый общий путь формирования мотивации состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у начинающего учиться школьника широких побуждений (отрывочных, импульсивных, неустойчивых, неосознанных) в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, которая включает действенные, перспективные и осознанные мотивы, цели, эмоции, опосредуемые целостной внутренней позицией ученика. Такая работа должна вестись всем педагогическим коллективом во взаимосвязи с семьёй.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Подвижные игры различной направленности
выносливость скоростно-силовые быстрота коорди-национные комплексные Мяч от стены Создавай круг Накорми птиц Загони шайбу Косарь Опасная прогулка Отними ленту! Угадай погоду Бросай первым Карусели Прыжок за прыжком Кто больше осилит! Кому, что надо Попади в цель Конек-горбунок Догони! Помоги, друг! ...

Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения
Применение того, или иного вида чтения в обучении иностранному языку, зависит от целей и задач обучения, от этапа обучения и также, от возрастных особенностей учащихся. Исследователи А.К. Маркова и Н.И. Гальскова относят к старшему школьному возрасту 9 – 11 классы обучения (15-17 лет). Для повышени ...

Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста
Говоря о ребёнке школьного возраста как активном, целенаправленном, внутренне мотивированном субъекте учебной деятельности, необходимо отметить, что этот возраст представлен, по меньшей мере, тремя разными возрастными группами, т.е. в качестве субъекта учебной деятельности выступает младший, средни ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru