Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура

Педагогическая информация » Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся » Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура

Страница 6

оформления самой мысли (как внешнего оформления, т.е. произношения, интонирования, так и внутреннего, структурного оформления мысли, т.е. лексического и логико-грамматического оформления);

оперирования языковыми средствами.

Эти действия должны быть доведены до определённого уровня совершенства, т.е. навыка, обеспечивающего направленность внимания человека в процессе речевой деятельности только на содержание высказываний. Языковая форма должна придаваться на уровне автоматизма. При этом иноязычные речевые навыки обучаемых в процессе их формирования должны обязательно соотноситься учителем с уровнем развития соответствующих навыков школьника на родном языке по своим количественным характеристикам. В качестве характеристик сформированного навыка выступают следующие внешние критерии: {LINKS}

правильность, или качественность навыков языкового и речевого оформления высказывания (отсутствие ошибок);

скорость выполнения отдельных операций или их последовательности;

Внутренними критериями сформированности речевых навыков служат:

отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия;

отсутствие напряжения и быстрой утомляемости;

выпадение промежуточных операций, т.е. редуцированность действий.

Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводится действиям контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Исследователями этой проблемы было убедительно показано, что самоконтроль и оценка учителя способствуют формированию самооценивания. Для успешности этого процесса учителем должно быть учтено содержание оценивания, т.е. его способ, результат, участники этой ситуации, их отношение и форма оценивания.

Необходимо отметить, что учебную деятельность характеризуют и общие закономерности научения как процесса приобретения знаний и формирования способности их применения в различных ситуациях, в результате чего складывается индивидуальный опыт. Как известно, он формируется в процессе развития ребёнка в результате стихийного неуправляемого воздействия среды, но при этом эффективно и структурно формируется только в результате разнообразных целенаправленных, систематических упражнений. Упражнение – это многократное выполнение определённых действий, или видов деятельности, имеющее целью их усвоение, опирающееся на понимание этой цели и общей программы действия и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. Эффективность научения в результате выполнения упражнений, как отмечается многими исследователями, определяется многими факторами, среди которых:

правильное распределение учителем упражнений во времени;

осмысление учащимися принципа, основного плана выполнения действий;

знание результатов выполненного действия;

влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на момент научения;

рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности.

Естественно, что эффективность научения определяется совокупным действием всех этих факторов вместе взятых.

Всё рассмотренное выше показывает, что учебная деятельность представляет собой личностно обусловленное, активное, направленное на овладение обобщёнными способами действия взаимодействие ученика с другими учениками, с учителем – взаимодействие, которое должно управляться последним во всех звеньях этого процесса с разной мерой гибкости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Великая педагогика:

Рейтинговая система оценки достижений обучающихся
Особенности рейтинговой системы оценки знаний Основные принципы системы рейтинговой оценки знаний Особенности рейтинговой системы оценки знаний Изменение образования в соответствие с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оце ...

Модели личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку
1. Модульное обучение и его элементы активно используются в практике преподавания русского языка. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Модульное об ...

Пути совместной работы логопеда и воспитателя
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организаци ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru