Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура

Педагогическая информация » Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся » Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура

Страница 2

В целом при анализе процесса усвоения психологами отмечается, во-первых, его неоднородность, многокомпонентность при взаимосвязи входящих в него компонентов. Первое звено усвоения – восприятие – неразрывно связано с осмыслением, т.е. выражением определённого отношения к предмету восприятия.

В качестве второго компонента выделяется личностная обусловленность усвоения и в то же время влияние самого процесса усвоения на формирование личности школьника. Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия обучения на психическое развитие личности, формирование психических новообразований: новых мотивов, целей, стратегий усвоения и т.д.

В-третьих, исследователи (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов и др.) отмечают психологические особенности характера усвоения для разных возрастных периодов школьников как по использованию средств, так и по соотношению репродуктивных и продуктивных действий.

Исходя из определения учения как деятельности по овладению обобщёнными способами действия, по саморазвитию учащегося на основе решения им специально поставленных учителем учебных задач и посредством учебных действий, И.А.Зимняя рассматривает основные её характеристики. При определении учебной деятельности как специфического вида человеческой деятельности прежде всего подчеркивается её общественный характер. Она является общественной по своему содержанию, т.к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством. Учебная деятельность является общественной по своему смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема. Она является общественной и по форме своего осуществления, т.к. осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами общения.

Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определённую структуру и содержание. Внешняя структура учебной деятельности, выделенная И.А.Зимней, включает такие основные компоненты, как:

мотивация;

учебные задачи в определённых ситуациях в форме задания;

учебные действия;

контроль, переходящий в самоконтроль;

оценка, переходящая в самооценку.

Рассмотрение строения учебной деятельности начинается с его первого компонента – мотивации. Мотивация – это совокупность побудителей. Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включённого в определяемую этой мотивацией деятельность. Мотивация выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности.

Переходя к определению понятий, И.А.Зимняя характеризует мотив как побуждение к деятельности, порождённое системой потребности человека. Мотивация – это:

1.совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность;

2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Знания на начальной ступени изучения физического воспитания
В рамках начальной ступени физического воспитания в средних общеобразовательных школах было бы напрасной самонадеянностью пытаться исчерпывающим образом представить двигательное обучение во всей широте его спектра. Мы можем лишь наметить некоторые узловые моменты, затронув следующие вопросы: что со ...

Принципы контролирования успеваемости
Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его техноло ...

Психолого-педагогические условия применения компьютерных технологий в старших классах на уроках физической культуры
В оценках старшего школьного возраста иногда допускается известный схематизм и категоричность. Указывается на завершенность развития старшеклассников как в физическом, так и в духовном отношении, отмечается приближенность их к взрослому состоянию; стираются те противоречия, которые свойственны подр ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru