В целом при анализе процесса усвоения психологами отмечается, во-первых, его неоднородность, многокомпонентность при взаимосвязи входящих в него компонентов. Первое звено усвоения – восприятие – неразрывно связано с осмыслением, т.е. выражением определённого отношения к предмету восприятия. {LINKS}
В качестве второго компонента выделяется личностная обусловленность усвоения и в то же время влияние самого процесса усвоения на формирование личности школьника. Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия обучения на психическое развитие личности, формирование психических новообразований: новых мотивов, целей, стратегий усвоения и т.д.
В-третьих, исследователи (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов и др.) отмечают психологические особенности характера усвоения для разных возрастных периодов школьников как по использованию средств, так и по соотношению репродуктивных и продуктивных действий.
Исходя из определения учения как деятельности по овладению обобщёнными способами действия, по саморазвитию учащегося на основе решения им специально поставленных учителем учебных задач и посредством учебных действий, И.А.Зимняя рассматривает основные её характеристики. При определении учебной деятельности как специфического вида человеческой деятельности прежде всего подчеркивается её общественный характер. Она является общественной по своему содержанию, т.к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством. Учебная деятельность является общественной по своему смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема. Она является общественной и по форме своего осуществления, т.к. осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами общения.
Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определённую структуру и содержание. Внешняя структура учебной деятельности, выделенная И.А.Зимней, включает такие основные компоненты, как:
мотивация;
учебные задачи в определённых ситуациях в форме задания;
учебные действия;
контроль, переходящий в самоконтроль;
оценка, переходящая в самооценку.
Рассмотрение строения учебной деятельности начинается с его первого компонента – мотивации. Мотивация – это совокупность побудителей. Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включённого в определяемую этой мотивацией деятельность. Мотивация выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности.
Переходя к определению понятий, И.А.Зимняя характеризует мотив как побуждение к деятельности, порождённое системой потребности человека. Мотивация – это:
1.совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность;
2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.
Великая педагогика:
Миссия школы и ее воплощение в конкретных
образовательных целях
К постановке, конкретных образовательных целей, которые в идеале должны определяться для каждого школьника и при его обязательном активном участии, ведет достаточно длинный и извилистый путь. Сделать его более прямым, менее болезненным, а главное – ведущим к желаемым конечным результатам – забота с ...
Характеристика занятий по изобразительной деятельности и их значение в
развитии навыков пейзажному рисованию
Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их, взаимосвязях и отношениях. По содержанию замысла детский рисунок очень рано, является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не становитс ...
Правила игры и основные формы проведения занятий
Сущность игры в волейбол заключается в том, что она проводится между двумя командами по 6 человек каждая, на площадке прямоугольной формы длиной 18 и шириной 9 м, разделенной сеткой на две половины. Игроки одной команды, передавая руками друг другу мяч, стремятся третьим касанием (ударом или переда ...