Чтение как вид речевой деятельности

Страница 1

Многие исследователи отмечают, что именно благодаря чтению, в процессе которого происходит извлечение информации из текста, возможны передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в самых различных областях социальной, трудовой, и культурной деятельности. {LINKS}

Развивая мысль о роли чтения в учебном процессе, Г.В. Рогова подчеркивает: «и сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения и прогнозирования выполняет значительную воспитательную и образовательную роль» .

Интересной представляется позиция методистов Б.В. Беляева и Р.К. Миньяр-Белоручева, предлагающих следующее определение: «чтение фактически является письменной речью, т.е. графической регистрацией звуковой оболочки мыслей».

Мы придерживаемся мнения, что чтение, как «процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка» , представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания .

И.Л. Бим отмечает, что чтение является одним из важнейших видов коммуникативной деятельности учащихся, которая направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста.

Как пишет И.И. Михайлевская, сущность чтения заключается в том, что чтение – это рецептивный вид речевой деятельности по восприятию и пониманию письменного текста, это расшифровка письменных знаков и перевод их в устный эквивалент, а также понимание написанного. С психологической точки зрения, чтение представляет собой процесс, состоящий из техники чтения и понимания (извлечения информации). При этом Р.К. Миньяр-Белоручев в обучении чтению выделяет:

1) технику чтения (действия по идентификации букв и их соединению в слова для понимания связи между написанным и сказанным);

2) учебное чтение (произнесение воспринимаемого письменного текста);

3) информативное чтение (действие по извлечению информации из текста).

Чтение является рецептивным видом деятельности, так как опирается на восприятие речевых знаков. Как пишет Е.И. Пассов, часть процесса чтения проходит на уровне подсознания (восприятие языковых знаков), а часть – на уровне актуального осознавания (переработка содержательной информации).

Развивая мысль Е.И. Пассова, Н.Д. Гальскова обращает особое внимание на то, что для понимания иноязычного текста необходимо наличие определенной перцептивно-смысловой базы, т.е. владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным.

Как отмечает Н.И. Гез, в чтении различают два плана: содержательный (компоненты предметного содержания деятельности) и процессуальный (элементы процесса деятельности), причем ведущая роль всегда принадлежит первому. К содержанию деятельности относят прежде всего ее цель - результат, на достижение которого она направлена. В чтении такой целью является раскрытие смысловых связей - понимание речевого произведения, представленного в письменной форме.

В этой связи, актуальным представляется следующее определение рассматриваемого понятия, предлагаемое Н.И. Гез: «чтение представляет собой сложную перцептивно-мыслительную мнемическую деятельность, процессуальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер, варьирующийся в зависимости от ее цели».

На наш взгляд, также можно утверждать, что в зависимости от цели чтения, изменяется и сам процесс – читающий стремится получить результат наиболее экономным путем.

Как пишет об этом исследователь И.В. Муртазалиева, чтение с точки зрения мыслительных процессов протекает на различных уровнях. Подобная позиция близка Н.И. Гез: «Хотя в реальном акте чтения процессы восприятия и осмысления протекают одновременно и тесно взаимосвязаны, умения и навыки, обеспечивающие его процесс, принято условно делить на две группы: связанные с технической стороной чтения, обеспечивающих перцептивную переработку текста, восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы и обеспечивающие смысловую переработку воспринятого - установление смысловых связей между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержания текста, замысла автора. Эти умения приводят к пониманию текста как законченного речевого высказывания».

Рассматривая вопрос, об основах внутреннего механизма чтения, И.Л. Бим выделяет следующие психические процессы: зрительное восприятие, соотнесение зрительных образов с речемоторными и слуховыми, узнавание, осмысление, антиципацию (предвосхищение), группировку, выделение смысловых вех, обобщение, т.е. воссоздание чужой мысли, понимание на уровне значений и смысла, и реакцию на прочитанно.В этом случае, предметом чтения является чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию при зрительном восприятии текста, а продуктом чтения – умозаключение, понимание смыслового содержания.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Формирование коммуникативных компетенций учащихся: подходы, задачи, принципы
Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как дает ученику возможность повысить свои учебные достижении решает вопросы снижения дефицита общения в обществе. Формирование компетенций учащихся в процессе обучения представлено в документах об образовании: "С ...

Особенности физического развития детей, занимающихся хореографией
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в пер ...

Индивидуализация воспитания трудных детей в начальной школе
Воспитательные воздействия влияют на ученика не прямо. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн показал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Под последними он понимал личность человека. Мы уже употребляли это понятие выше. Но сейчас есть смысл привести его определение. Лич ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru