Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития творческой активности детей подросткового возраста

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития творческой активности детей подросткового возраста

Страница 7

принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, упражнения. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников. {LINKS}

Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков. В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимодействие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Беседа, объяснения – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – учителя и ученика. Учитель выслушивает и учитывает мнения школьников, строит свои отношения на принципах сотрудничества.

Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных или воображаемых событий, соответствующих социальному опыту и переживаниям подростков. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которые могут стать произведения живописи, художественные фотографии, усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатление от него сохранялось как можно дольше.

Упражнение, представляет собой планомерное, организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими повышения их качества. Цель данного метода состоит в эффективности развития у детей способности производить мыслительные операции анализа и синтеза, способности выявлять закономерности, находить выход из сложных ситуаций, творчески решать различные проблемы, умения фантазировать.

Таким образом, к психолого-педагогическим условиям развития творческой активности подростков относятся:

создание благоприятного психологического климата и ситуаций успеха в рамках учебно-воспитательного процесса;

применение в процессе обучения эвристических методов решения творческих задач: «мозговая атака», метод эвристических вопросов, метод личной аналогии, метод организованных стратегий;

использование программы «Развитие творческой активности», предполагающей применение различных форм и методов педагогического взаимодействия: тренинговые занятия, практические занятия, групповые дискуссии, игры, упражнения, рассказ, беседа, рефлексия эмоций и чувств и др.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Великая педагогика:

Психолого – педагогическая характеристика интереса
Одной из педагогических наук, которая изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов, является методика музыкального воспитания. Она практикует, как на основе дидактических принципов и методов целесообразно строить учебно – воспитательный процесс и ...

Характеристики образа восприятия
Основные характеристики этого образа — образа восприятия, или перцептивного образа, не только отдельного объекта, но и всей воспринимаемой наличной ситуации, поскольку свойства образа объекта во многом определяются контекстом воспри­ятия. Предметность. Эта характеристика образа восприятия указывает ...

Обучение поиску решения задач
С чего начинать решение задачи? Движение вашей мысли, как заметил известный советский психолог П.Я. Гальперин, не должно быть «броуновским», т.е. беспорядочным. Главное - нужно сделать глубокий и всесторонний анализ задачи. Решить математическую задачу ‑ это значит найти такую последовательно ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru