В данной главе мы рассмотрели множество подходов к пониманию сущности творческой активности школьников. Анализ педагогического опыта как в историко-педагогическом ракурсе, так и в рамках современности, позволил установить, что развитие творческой активности рассматривается как решительный шаг в преодолении пассивного и созерцательного характера школьного обучения, но при этом содержательный аспект активности трактуется неоднозначно, так как исследование творческой активности учащихся – проблема сложная и достаточно противоречивая. Сложность ее заключается в том, что она предполагает решение важнейших методических вопросов: природы, источников развития творческой активности, соотношения в этом процессе объективного и субъективного, индивидуального и общественного. Главная сложность проблемы состоит также в том, что предметом здесь выступает явление, внутренняя сущность которого недоступна для прямого, непосредственного исследования. Поэтому удалось обнаружить, что, при многовековой истории изучения, творческая активность остается недостаточно исследованной. {LINKS}
В рамках данной выпускной квалификационной работы мы придерживаемся следующего определения творческой активности: это субъективная сторона учебного труда школьников, отражение потребностей, интересов, склонностей, способностей к учению, волевых усилий, эмоционального отношения. Системообразующим элементом творческой активности является мотивационно-потребностное ядро личности учащегося.
В результате проведённого теоретического анализа нами были выделены следующие основные компоненты творческой активности учащихся:
- потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
- преобразующее отношение к изучаемым предметам, явлениям;
- готовность к преобразующей деятельности;
- эвристический потенциал;
- сама преобразующая деятельность.
Теоретически обоснован комплекс психолого-педагогических условий эффективного развития творческой активности подростков:
создание благоприятного психологического климата и ситуаций успеха в рамках учебно-воспитательного процесса;
применение в процессе обучения эвристических методов решения творческих задач: «мозговая атака», метод эвристических вопросов, метод личной аналогии, метод организованных стратегий;
использование программы «Развитие творческой активности», предполагающей применение различных форм и методов педагогического взаимодействия: тренинговые занятия, практические занятия, групповые дискуссии, игры, упражнения, рассказ, беседа, рефлексия эмоций и чувств и др.
Великая педагогика:
Методика
организации и проведения подвижной игры
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательност ...
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в пр ...
Педагогический эксперимент и анализ результатов
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся 10 «А» и 10 «Б» классов был проведен частичный психолого-педагогический эксперимент в МОУ СОШ №3 г. Ставрополя. Работа предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий экспер ...