Наиболее удобны для содержания в уголке живой природы животные, которые могут быть помещены в аквариумах: рыбы, улитки, плавунцы, гидры, дафнии и т. п.
В аквариумах показывается сочетание жизни водных животных с водной растительностью (элодея, валлиснерия, рдест, роголистник, водокрас, пузырчатка). Взаимосвязь животных и растений, обеспечивающая обмен веществ, может быть показана даже в запечатанных аквариумах. {LINKS}
Аквариумы красиво размещаются между растениями влажной среды (циперус, антуриум). По зоологии необходимо иметь животных, изучение которых ведется наглядными и практическими методами. Из простейших рекомендуются туфельки, чья культура всегда должна содержаться в уголке для урочной и внеклассной работы, почему необходимо иметь небольшой запас хорошего лугового сена или сушеных листьев салата.
Необходимо с осени заготовлять и сохранять в аквариумах живых гидр, дождевых червей, прудовиков, лужанок, катушек. Живых гидр сохраняют с осени в озелененном аквариуме, подкармливают кусочками мяса, дафниями, мотылем и т. п. Для хранения некоторого запаса дождевых червей изготовляется деревянный ящик с плотными стенками и закраинами, чтобы черви не выползали. Ящик наполняют поочередно слоями опавших листьев и хорошей огородной земли и помещают в него до 50 штук червей. Хранят его в прохладном подвале. Сверху защищают от крыс крышкой с проволочной сеткой.
В осеннюю пору желательно собрать различных гусениц, бабочек и других живых насекомых в зависимости от того, какие из них встречаются в данной местности. Весной хорошо наблюдать живых майских жуков. В южных районах желательно разводить в уголке живой природы тутового шелкопряда, в более северных - китайского дубового шелкопряда. Представляет большой интерес для наблюдения улей с кавказскими (нежалящими) пчелами.
Из рыб чаще всего требуются некрупные карасики для наблюдения за их передвижением; рекомендуется также иметь по возможности и других рыб. В городских школах большое значение имеет разведение тропических аквариумных рыб, в частности гамбузий. Особенно необходимы лягушки.
Для сохранения этих весьма нетребовательных животных можно также воспользоваться большим аквариумом, из которого лягушки не могли бы выпрыгнуть, причем воды в аквариум наливают немного и слегка наклоняют его так, чтобы лягушки могли находиться частью в воде, частью на суше. Сосуд вместе с лягушками хранят в прохладном помещении. В этом случае лягушки долгое время не требуют корма и сохраняются несколько месяцев.
Из других земноводных хорошо выживают в неволе жабы. Неплохо также иметь в уголке живой природы тритонов, квакш (древесниц). Из пресмыкающихся рекомендуется иметь ящериц, ужа, черепаху; из птиц — голубей и по возможности других птиц; из млекопитающих — морских свинок, хомячков, ежа.
Со многими из перечисленных животных в уголке живой природы могут быть поставлены опыты, необходимые по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека. Например, по теме «Обмен веществ» могут быть поставлены опыты с получением авитаминозов В и С, по влиянию окраски грунта на окраску тела лягушек, влиянию гормона щитовидной железы на метаморфоз головастиков. По теме «Высшая нервная деятельность» возможен ряд опытов по выработке условных рефлексов у рыб, птиц и млекопитающих.
Для наблюдений и опытов до общей биологии могут быть использованы эти же животные. Очень важно содержать различные расы мушки дрозофилы, а так же тропических рыб, опыты с которыми доступны каждой школе.
В отличие от растений животные разных типов требуют различного помещения: аквариумов, террариумов, клеток. Каждое животное также должно иметь этикетку с названием и паспорт в зоологической картотеке уголка живой природы. Кроме того, на каждом аквариуме, каждой клетке и т. п. должна быть карточка с указанием ухода, нормы кормления. На этой карточке указывают фамилию учащегося, ведущего опыт .
Животные в уголке группируются по типам и классам, но возможна группировка по среде обитания и в сочетании их с соответствующими растениями.
На одном из окон кабинета (класса) или живого уголка можно представить «живую систему» растений, что будет полезно для учащихся. Для нее используются комнатные и дикорастущие растения, располагаемые на полках, укрепленных на окне, или на этажерке у окна: виды одного рода, роды одного семейства и т. д.
На стене же на полочках удобно представить систему животных, комбинируя живые объекты (лучше всего беспозвоночных) с чучелами (мелких позвоночных) и в отдельных случаях с рисунками (крупных животных) - наглядное пособие для учащихся. Иерархические отношения между систематическими группами обозначают при помощи шнура, тесьмы.
Великая педагогика:
Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям
Выражение « Одаренный ребенок» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одаренным. Если у ребенка необыкновенно быстрый темп умственного развития, вполне правомерно назвать его н ...
Виды тестового контроля знаний
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил: Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоп ...
Подвижные игры различной направленности
выносливость скоростно-силовые быстрота коорди-национные комплексные Мяч от стены Создавай круг Накорми птиц Загони шайбу Косарь Опасная прогулка Отними ленту! Угадай погоду Бросай первым Карусели Прыжок за прыжком Кто больше осилит! Кому, что надо Попади в цель Конек-горбунок Догони! Помоги, друг! ...