В живом уголке в течение всего учебного года содержат растения:
1) комнатные,
2) дикорастущие травянистые (семенные и споровые),
3) культурные, выращиваемые из семян, корней, клубней и луковиц,
4) ветки деревьев и кустарников. {LINKS}
Комнатные растения как многолетние и наиболее жизнеспособные в зимнее время составляют постоянную часть живого уголка.
В коллекцию желательно включить растения, дающие возможность поставить с ними не один, а несколько опытов. Пять — десять таких растений, не занимая много места, обеспечивают материалом занятия по курсам ботаники и общей биологии. К ним относятся следующие комнатные растения: пеларгония (герань), примула, фуксия, монстера, традесканция, бегония, элодея, кактусы.
Кроме этих растений, для курса общей биологии интересны аралия, плющ (возрастная изменчивость, прививки); хлорофитум пучковатый, камнеломка, аспидистра, папоротник живородящий, бриофиллюм (вегетативное размножение); амариллис, кринум, кливия (искусственное опыление); кактусы, алоэ, иглица, лигуструм, циперус (экологические факторы).
Особое внимание следует уделить растениям в запечатанных аквариумах и сосудах. Например, кактус хорошо растет в перевернутой колбе, на слегка увлажненной почве. Эти опыты развивают понятия о круговороте и обмене веществ в замкнутом пространстве, что можно связать с вопросами о полетах в космос.
Насколько многообразно могут быть использованы комнатные растения, можно убедиться на следующем примере. Растение традесканция (семейство коммелиновых, болота тропической Америки) можно использовать для следующих целей: препарат клетки в волоске тычинки или влагалища листа; движение протоплазмы; водные культуры; образование придаточных воздушных корней; препараты устьиц, корневого чехлика и волосков (из водных культур); пример влагалищного листа; быстрое укоренение черенков; отводки, прививки; превращение сухопутного растения в водное.
В живом уголке должны найти себе место дикорастущие растения, выявление биологических особенностей которых требует длительного внимательного наблюдения и постановки опытов. Такие растения выкапывают с комом земли во время экскурсий и сажают в небольшие горшки.
Культурные растения выращивают по мере надобности для постановки опытов (с водной культурой кукурузы и подсолнечника, со всходами пшеницы, гречихи и т. п.), для выгонки цветков (весной из кочерыги капусты и корнеплодов, а также на электрическом освещении из посеянных астр, душистого табака и дикорастущих растений).
Прежде чем расставить растения в уголке живой природы, нужно определить их биологические особенности и сгруппировать соответственно этим особенностям.
Учитывают отношение каждого растения к свету, теплу и влажности. Затем составляют экологические группы и распределяют их в живом уголке в определенной системе.
Например, растения сухих мест: комнатные - кактусы, алоэ, агава, эшеверия, иглица; дикие - молодило, очиток.
Растения влажных мест: комнатные - арум, монстера, бегония, традесканция, циперус; дикие - папоротник, мох, кислица, росянка. Растения мест средней влажности: комнатные - фикус, аспидистра, лимон, кливия, пеларгония; дикие - земляника, примула, будра плющевидная и др.
Можно распределить растения на географические группы.
Растения тропиков: сухих - кактусы, агавы, алоэ; влажных - монстера, бегония, традесканция, циперус, фикус.
Растения субтропиков: лимон, апельсин, пеларгония, олеандр, аспидистра, кливия.
Растения умеренного пояса: примула, плющ, иглица.
Местные: дикие и культурные.
Растения, высеянные для опытов, ставят отдельно. Распределение растений должно подчеркивать их происхождение. Иногда в больших широких ящиках с землей или в специально устроенных остекленных камерах высаживают несколько растений, близких по отношению к экологическим факторам. Создают таким образом «ландшафты» пустыни с кактусами и агавами, тропического леса и т. п.
Главное для живого уголка, чтобы окна выходили на юг или юго-восток. Чтобы лучше использовать световую площадь окон и красиво расставить растения, делают специальные полочки. Полочки могут быть деревянные и стеклянные, подвешиваемые на проволоке или шнурах.
Каждое растение живого уголка должно иметь этикетку с названием и паспорт с краткой характеристикой. На горшки навешивают этикетки из окрашенной в белый цвет фанеры или матового стекла, на которых указывают название данного растения и инвентарный номер. Из паспортов с описанием растений, с указанием рекомендуемых книг о каждом растении составляют картотеку растений живого уголка. Картотека должна быть доступна для ухаживающих за растениями, а также для всех желающих ознакомиться с ними. Некоторые учителя, чтобы приучить учащихся пользоваться картотекой, обозначают растения только номером. Это хорошо делать при ландшафтном размещении растений.
Великая педагогика:
Интегративное знание в содержании общего среднего образования
Одна из задач модернизации отечественной системы общего среднего образования связана с профилизацией его старшей ступени, когда углубленное изучение профильных курсов сопровождается уменьшением количества учебных часов, отводимых на остальные предметы. Последние, согласно Базисному учебному плану, ...
Методы использования межпредметных связей на уроке музыки
В первой главе были рассмотрены вопросы о роли межпредметных связей на современном уроке и наиболее важные моменты по проблеме формирования интереса. Задачи исследования – соединить эти понятия в единое целое, как систему формирования интереса к предмету «Музыка». Любой материал предлагаемый педаго ...
Роль предметно-развивающей среды в экологическом образовании дошкольника
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассмат ...