Во многих регионах Российской Федерации в последнее время начали образовываться так называемые «народные» школы. Главные принципы народной школы:
Принцип открытости. Народная школа - открытая образовательная система.
Принцип культуросообразности - гуманистическая основа народной школы. {LINKS}
Реализация принципа культуросообразности в образовании и социальном воспитании осложняется рядом проблем, обусловленных социокультурной ситуацией, сложившейся в России. Стремление ориентироваться на евро-американскую цивилизацию утверждает в качестве ценностей свободу, приоритет прав личности, предприимчивость и др. В то же время и до 1917 года, и в советское время подобные ценности не были характерными для русской культуры. Напротив, российская мораль всегда была коллективистской по своему содержанию. Применительно к социокультурным условиям российской школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы и методы обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в том случае, если станут отражать ценности конкретного социума: определенного этноса и таких социальных групп, как рабочие семьи и семьи интеллигенции. Современная трактовка культуросообразности во многом обусловлена не только переходом к гуманистическим концепциям воспитания и образования, но и ориентацией на особенности антропогенной цивилизации. Человек в антропогенной цивилизации - духовная личность, ищущая смысл жизни в творческой активности, в социальных контактах и общении.
Принцип природосообразности и воспитания в народной школе.
Исходя из концепции человека, развиваемой русской философской школой (И.О. Лосский, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.), принцип природосообразности - это отношение к ребенку как к части природы, знание его природной сущности, воспитание в единстве и согласии с природной средой, забота и поддержка детства, сохранность здоровья детей и среды их жизнедеятельности и т.п.
Принцип становления Человека и Гражданина.
Принцип патриотизма - верности духовному и историческому наследию Родины, любви к Большой и Малой Родине.
Принцип регионализации образования и воспитания в соответствии с нормой Закона Российской Федерации «Об образовании».
В поисках «национального образовательного идеала» разработчики концепции основываются на провозглашенной русской педагогикой XIX века триединой сущности ребенка: природной, культурной, социальной. Необходимо отметить глубокое прочтение русскими педагогами принципа культуросообразности Ф.А. Дистервега: « . в воспитании необходимо принимать во внимание условия и места, и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика».
К основным национальным ценностям русского народа могут быть отнесены:
самоценность жизни и человеческой личности;
русский язык и народный фольклор;
наследие русской культуры, культуры славянских народов;
семья, хранящая и воспроизводящая духовную культуру народа и др.
Предполагается приобщение к народной культуре; модульное включение в рамках регионального и школьного компонента в учебный план школы новых учебных курсов, факультативов, спецкурсов:
•устное народное творчество;
•русская словесность;
•выдающиеся люди России;
•история русской книги;
•русская история;
•славяноведение;
•народные ремесла;
•«Мой город»;
•русский дом и др.
Разработчики концепции обозначили цель народной школы в возрождении народного характера, школа призвана быть опорой народу в становлении самосознания возрождения отечественной культуры.
Таким образом, народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.
Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. «Когда человек разучился ходить на четвереньках, - писал Горький, - природа дала ему в виде посоха идеал». Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».
Великая педагогика:
Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников
По мнению А.Н. Корнева, трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отст ...
Анализ результатов исследования представления
городских и сельских старшеклассников о семейной жизни
Данные, полученные с помощью методик, подвергались следующей статистической обработке: каждому индивидуальному значению по показателям “Городские/сельские старшеклассники" и “Представления о семейной жизни" присваивались ранговые значения. Наивысшему индивидуальному результату по показате ...
Психолого-педагогические и социальные факторы формирования трудновоспитуемости
в начальной школе
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся по ...