Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот

Страница 1

Соотношение понятий адаптации и социализации различными авторами трактуется по-разному. В настоящее время распространены три позиции, характеризующие широту включения одного понятия в другое.

Адаптация - часть социализации. В.Д. Парыгин, придерживающийся этой точки зрения, к социализации относит «весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную следу».

Социализация и адаптация как единый процесс взаимодействия личности и общества. О.И. Зотова, И.К. Кряжева считают, что изменяющиеся условия жизни требуют не столько приспособления к ним, сколько развитие личности, обогащения человеческой индивидуальности в соответствии с тенденциями развития общества.

Социальная адаптация проявляет себя гак звено в механизме социализации в одних отношения, и в других - как деятельность, сопутствующая основной, биосоциальной адаптации (Л.Л. Шпак).

С точки зрения рассматриваемой проблемы постинтернатной адаптации следует помнить, что источником адаптации (или дезадаптации) является сам человек, особенности его личности - ценностные ориентации, задачи, цели, возможности достижения их в социальной среде. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации. И нарушения эти формируются в процессе усвоения социальных норм и ценностей, в процессе вхождения ребенка на каком-либо этапе его социализации в социальную среду. Следовательно, социализацию в этом контексте следует рассматривать как обязательный элемент развития, характеризующий включение его в социум

Благополучное прохождение индивидом всех основных этапов социализации предполагает формирование социальной адаптированности, позволяющей человеку «продуктивно выполнять свою ведущую деятельность, удовлетворять основные социогенные потребности, переживать состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» (С.А. Беличева).

Социально-профессиональная адаптация – как целостный процесс социализации и профессионализации личности – отдельными авторами (В.Н. Антипенко, Н.Э. Касаткина, А.Д. Сазонов, Г.Г. Солодова, Т.М. Чурекова и др.) рассматривается как неразрывное единство процессов:

- социальной адаптации – приспособления к новому коллективу, кругу общения, новым общественным отношениям;

- адаптации к профессии – соответствие личных качеств человека требованиям конкретной профессии;

- социально-экономической адаптации – приспособления к существующим формам разделения труда, экономическим отношениям, новому экономическому и политическому статусу молодого человека.

Социально-профессиональная адаптация как характеристика особого этапа жизненного пути предполагает жесткую возрастную детерминированность. Возрастные особенности развития психики человека предопределяют закономерности образовательных процессов, функционирования системы образования в целом и отдельных ее элементов (школа, профессиональные учебные заведения любого уровня и т.д.), специфику профессионального квалификационного роста. Социологический подход к определению содержания социально-профессиональной адаптации и ее места в системе жизненного и профессионального самоопределения воспитанников ограничивает применение понятия «социально-профессиональной адаптации» периодом ранней юности субъекта. Большинство авторов, раскрывающих социологический аспект проблемы, рассматривают социально-профессиональную адаптацию как завершающий этап профориентации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Организация исследования профессионального самоопределения старшеклассников
Проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности. Теоретический анализ литературы показывает, что на профессиональное самоопределение старшеклассника влияют социальные среды выбора профессии. Процесс выбора ...

Сущность и структура личностно – ориентированного обучения
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных ...

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования
Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожида ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru