Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности

Страница 5

Сегодня особенно важно подготовить выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы. Исходя из реалий сегодняшней жизни, необходимо отметить, что воспитание творческой самостоятельности – цель и критерий воспитательной работы. {LINKS}

Гуманистические тенденции последнего десятилетия усилили интерес к понятию «жизнедеятельность», которое стали применять и в образовании. В психологической и педагогической науке нет однозначного понимания этого термина. Существуют различные толкования «жизнедеятельности»:

внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях;

целостное образование, система взаимосвязанных элементов (образовательное учреждение, ближайшее окружение, более широкий внешний мир), в которой молодой человек сталкивается со своими проблемами и трудностями, возможностями и ограничениями, правами и обязанностями;

целостность человеческого способа бытия;

совокупность сменяющих друг друга деятельностей, в результате которых происходит переход объекта в его субъективную форму или в объективные результаты, продукты;

способ отношения к условиям своей жизни.

Вышеназванные суждения дают представление о «жизнедеятельности» в разных аспектах: совокупности элементов окружающего мира, видов деятельности человека, внутренней структуры личности, рефлексивно-мировоззренческом. Слободчиков В.И. справедливо отмечает, что в настоящее время недостаточно четко определены соотношения «жизнедеятельности» с близкими по смыслу категориями «деятельность», «поведение», «активность», «практика».

Наше понимание термина «жизнедеятельность» совпадает с определением «деятельности» Буевой Л.П.: «Способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами». Именно эта трактовка «деятельности» отражает активное преобразующее взаимодействие человека с обществом.

Содержание жизнедеятельности раскрывает ряд родственных понятий: время жизни, жизненный цикл, жизненный процесс, жизненный кризис, жизненный путь, жизненность, жизнеощущение, жизневосприятие, жизнеобеспечение, жизнеустройство, жизнетворчество, образ жизни, стиль жизни. Практическая реализация их в учебно-воспитательном процессе повышает качество жизни выпускников, способствует их самореализации.

В историко-педагогической литературе вплоть до 90-х годов XX века проблему подготовки к будущей жизнедеятельности рассматривали как «подготовку к трудовой и профессиональной деятельности», «подготовку к жизни», «подготовку к выполнению общественных функций», а позднее – «адаптацию».

Переход учащегося из сравнительно искусственной социальной среды образовательного учреждения в среду взрослых людей, где преобладают другие культурные, производственные, межличностные взаимоотношения, накладывает на психику и жизненный опыт выпускника большую нагрузку, требуя быстрого приспособления к постоянно меняющимся социальным условиям.

На основании исследований и анализа психолого-педагогической литературы попытаемся очертить круг проблем, с которыми сталкивается выпускник-сирота учреждения профессионального образования, вступая во взрослую жизнь.

Адаптация к новой социокультурной среде.

Правильный выбор будущего места работы, исходя из личностных данных.

Построение перспективного жизненного и профессионального плана.

Принятие оптимальных решений, направленных на достижение жизненного результата.

Целостное видение мира, умение вычленять проблемы и находить пути их решения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru