Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности

Страница 1

Подготовка к самостоятельной взрослой, семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализация и интеграция в современное общество после выпуска из детского дома является серьезной и актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане. Одним из важнейших условий, обеспечивающих эффективность социализации и подготовку у будущей жизнедеятельности в современных условиях, является решение этих задач с позиции индивидуально-личностного и социально-деятельностного подходов, когда подросток выступает в качестве субъекта выбора своей будущей профессиональной деятельности и жизни в целом. Создание действенной модели индивидуального развития личности ребенка-сироты, носящей не только диагностический, но и развивающий характер, способствует преодолению ошибок.

Многие авторы: И.В. Абрамова, В.И. Кливер, С.В. Лактионова, В.С. Мухина, Ольховикова Г.Н. и др. отмечают, что, выйдя из сиротского учреждения, выпускники-сироты попадают в совершенно новые, незнакомые им условия, теряются при решении любой проблемы, не могут самостоятельно принять правильное решение, что в результате ведет к тяжелым последствиям: потере жилья, работы, попаданию в криминогенные структуры и т.д. В силу своих личностных качеств и отсутствия достаточной социальной помощи эти подростки дают около 15-20 % всех правонарушений и преступлений. Публикации отмеченных авторов содержат интересный материал о дидактических основах, путях и методах соединения обучения с производительным трудом. Создание условий работы для развития потенциальных возможностей выпускников сиротских учреждений, формирование интересов и потребностей, активная проба сил по проверке адекватности профессиональных намерений и требований избираемой профессиональной деятельности становится важным направлением в работе учреждений для детей-сирот. Оптимизация работы таких учреждений, усиление социальной адаптации их выпускников в нелегких условиях жизни, особенно при переходе их в другую социальную среду – самостоятельную жизнь, приобретают исключительно важное значение для теории и практики социализации детей-сирот.

В культурологическом направлении подготовки сирот к жизнедеятельности выделим три составляющие:

развитие эмоциональной сферы личности;

изучение опыта жизнедеятельности предыдущих поколений;

включение культуры в субъектный опыт учащегося.

Не случайно Амонашвили Ш.А. рассматривает образование как процесс «питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации». Ведь совокупный опыт развития человечества отражается в зеркалах цивилизации и культуры. Причем, если в цивилизованных формах проявляется степень «очеловечивания» как приспособления человеком к своим нуждам природы и «одушевления» им техники, то культурные достижения выражают степень одухотворенности человеком, его удаленности от природной, животной сущности; развития его способности к самотворению.

В психологической подготовке сирот к взрослой жизни выделим компоненты развития личности:

правильная оценка себя;

выявление и развитие своих склонностей и способностей;

волевая и эмоциональная саморегуляция;

обучение учащихся культуре неформального межличностного отношения и особенностям делового общения.

Джон Дьюи придавал большое значение рефлексии в построении жизнедеятельности. Он писал: «Проектирование и рефлексия, идя прямо вперед и обращаясь назад для тщательного исследования, должны чередоваться. Бессознательность придает свободу и свежесть, сознательность – убеждение и контроль». Выделяют четыре сферы существования рефлексии: мышление, деятельность, общение и самосознание, ведущее человека к самоизменению и самоопределению.

Самоопределение личности носит индивидуальный характер, а индивидуальность является «глубиной» личности. Статистика показывает, что высокий уровень притязаний и не всегда верная оценка своих способностей приводит к тому, что до 70 % выпускников школ неадекватно оценивает себя и свое будущее (данные Сетруковой Л.А.). Умение сдерживать свои эмоциональные порывы, руководить собой связано с развитием общей культуры, а также культуры эмоций в рамках саморегуляции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Анализ программного материала и ГОСО. РК по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
Современные программы, используемые в Республике Казахстан "Кайнар", "Балбобек", а также российские программы "Радуга", "Детство", "Развитие", "Школа 2100" нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников. Ан ...

Использование метода информационно-компьютерных технологий на уроках искусства
Реализация компетентстного подхода к информационно-технологической подготовке педагога к уроку искусства требует осмысления на теоретическом и практическом уровне. Модернизация общего образования влечет за собой изменение требований к профессиональной деятельности учителя. Важным направлением модер ...

Особенности детей из социально-неблагополучных семей
Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru