Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности

Страница 1

Подготовка к самостоятельной взрослой, семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализация и интеграция в современное общество после выпуска из детского дома является серьезной и актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане. Одним из важнейших условий, обеспечивающих эффективность социализации и подготовку у будущей жизнедеятельности в современных условиях, является решение этих задач с позиции индивидуально-личностного и социально-деятельностного подходов, когда подросток выступает в качестве субъекта выбора своей будущей профессиональной деятельности и жизни в целом. Создание действенной модели индивидуального развития личности ребенка-сироты, носящей не только диагностический, но и развивающий характер, способствует преодолению ошибок. {LINKS}

Многие авторы: И.В. Абрамова, В.И. Кливер, С.В. Лактионова, В.С. Мухина, Ольховикова Г.Н. и др. отмечают, что, выйдя из сиротского учреждения, выпускники-сироты попадают в совершенно новые, незнакомые им условия, теряются при решении любой проблемы, не могут самостоятельно принять правильное решение, что в результате ведет к тяжелым последствиям: потере жилья, работы, попаданию в криминогенные структуры и т.д. В силу своих личностных качеств и отсутствия достаточной социальной помощи эти подростки дают около 15-20 % всех правонарушений и преступлений. Публикации отмеченных авторов содержат интересный материал о дидактических основах, путях и методах соединения обучения с производительным трудом. Создание условий работы для развития потенциальных возможностей выпускников сиротских учреждений, формирование интересов и потребностей, активная проба сил по проверке адекватности профессиональных намерений и требований избираемой профессиональной деятельности становится важным направлением в работе учреждений для детей-сирот. Оптимизация работы таких учреждений, усиление социальной адаптации их выпускников в нелегких условиях жизни, особенно при переходе их в другую социальную среду – самостоятельную жизнь, приобретают исключительно важное значение для теории и практики социализации детей-сирот.

В культурологическом направлении подготовки сирот к жизнедеятельности выделим три составляющие:

развитие эмоциональной сферы личности;

изучение опыта жизнедеятельности предыдущих поколений;

включение культуры в субъектный опыт учащегося.

Не случайно Амонашвили Ш.А. рассматривает образование как процесс «питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации». Ведь совокупный опыт развития человечества отражается в зеркалах цивилизации и культуры. Причем, если в цивилизованных формах проявляется степень «очеловечивания» как приспособления человеком к своим нуждам природы и «одушевления» им техники, то культурные достижения выражают степень одухотворенности человеком, его удаленности от природной, животной сущности; развития его способности к самотворению.

В психологической подготовке сирот к взрослой жизни выделим компоненты развития личности:

правильная оценка себя;

выявление и развитие своих склонностей и способностей;

волевая и эмоциональная саморегуляция;

обучение учащихся культуре неформального межличностного отношения и особенностям делового общения.

Джон Дьюи придавал большое значение рефлексии в построении жизнедеятельности. Он писал: «Проектирование и рефлексия, идя прямо вперед и обращаясь назад для тщательного исследования, должны чередоваться. Бессознательность придает свободу и свежесть, сознательность – убеждение и контроль». Выделяют четыре сферы существования рефлексии: мышление, деятельность, общение и самосознание, ведущее человека к самоизменению и самоопределению.

Самоопределение личности носит индивидуальный характер, а индивидуальность является «глубиной» личности. Статистика показывает, что высокий уровень притязаний и не всегда верная оценка своих способностей приводит к тому, что до 70 % выпускников школ неадекватно оценивает себя и свое будущее (данные Сетруковой Л.А.). Умение сдерживать свои эмоциональные порывы, руководить собой связано с развитием общей культуры, а также культуры эмоций в рамках саморегуляции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования
Итоги констатирующего эксперимента позволили спроектировать дальнейшую работу по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях для детей старшего дошкольного возраста. Для этого, в рамках формирующего эксперимента, были поставлены следующие задачи: Разработать и апробировать систему занятий, сп ...

Развитие количественных представлений у детей посредством литературных представлений
Как уже отмечалось ранее развитие у ребенка элементарных математических представлений проходит легче и эффективнее при использовании различных художественных произведений и игр на них основанных. Приведем несколько примеров: Задачи в стихах Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам больше ...

Современные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс личностно-ориент ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru