Особенности воспитания социальной активности у сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности воспитания социальной активности у сирот

Страница 4

Социопатический характер выпускника учреждения для сирот представляет собой комплекс таких показателей, как отчуждение, аутонегативизм, инфантилизм, неразвитый социальный интеллект. Поэтому социальную адаптацию с позиции постинтернатной адаптации можно также рассматривать как переход от социопатического варианта развития личности выпускника к позитивным формам социального приспособления, под которыми подразумевается:

способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;

потребность в труде как средстве самореализации;

позитивное отношение к людям;

активное и ответственное отношение к себе и своей судьбе (H.H. Юдицева, А.И. Панов).

Процесс формирования социальной активности (включение учащегося учреждения для сирот в систему социальных отношений), даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват целым рядом сложностей, требующих совместных усилий педагогов и воспитанников.

В зависимости от объекта, на который направлена социальная активность, она по-разному проявляется в различных видах деятельности: познавательной, общественно-политической, организаторской, художественно-творческой и др. Это зависит как от объективных (уровня развития способов и средств реализации творческой деятельности, потребности общества или общественных групп в данном виде деятельности), так и субъективных (предшествующего опыта субъекта, его способностей, потребностей, характера развития эмоционально-волевой сферы и т.д.) причин. Показателем сформированности социальной активности на том или ином этапе ее развития является изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребности в социально значимой деятельности и социально ценном общении.

Среди факторов, влияющих на формирование социальной активности, в качестве приоритетных выступают достаточно нереалистические ожидания учащихся относительно профессиональной деятельности: зачастую завышены притязания в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия; высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкреплен столь же высокими профессиональными устремлениями; у многих воспитанников желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более трудному, квалифицированному и производительному труду; чрезмерный оптимизм в определении осуществления жизненных и профессиональных планов.

Программа формирования социальной активности учащихся-сирот должна обязательно строиться со знанием и учетом факторов, условий социально-профессиональной адаптации. Социально-профессиональная адаптация не завершается в образовательном учреждении, а получает свое новое качественное продолжение в на производстве, в жизни.

Воспитание в широком смысле слова – это функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп. В Послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию особо отмечается, что в современных условиях в России резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовом современности. Одно из направлений целевой программы «Гражданин России» призвано обеспечить внедрение системы поддержки социальных инициатив молодежи, развитие позитивных форм самоуправления и самодеятельности молодежи. Если рассматривать воспитание как создание условий для развития и саморазвития личности, создания в образовательном учреждении развивающей среды, нравственно благоприятной и эмоционально насыщенной, создание ситуации успешности, то это как раз будет способствовать развитию социальной активности учащейся молодежи.

В этих условиях значение воспитательной деятельности еще более возрастает, она становится приоритетной. От правильного понимания идеалов и сути воспитательной работы, соблюдения ее законов в значительной степени зависят эффективность и качество решения задач во всех сферах нашей жизни: социальной, экономической, политической. Необходимость духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания подрастающего поколения вытекает из самой сути развития современного общества.

Сегодня главное состоит в том, чтобы сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании его основ. Особенно остро стоит эта проблема перед педагогами, работающими с детьми-сиротами. Опыт показывает, что выпускник сиротского учреждения выходит во взрослую жизнь совершенно неподготовленным, и, прежде всего, он не социализирован. К сожалению, такие выпускники не чувствуют себя гражданами своей страны, часто становятся бомжами, преступниками, оказываются на «обочине жизни».

Страницы: 1 2 3 4 

Великая педагогика:

Сценарий урока по литературе, направленный на воспитание чувства ответственности
Задачи урока: 1) образовательная: закрепление навыков анализа текстов. 2) развивающая: совершенствование умения выразительно читать различные виды текстов; развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями текста; развитие умения аргументировано излагать собственную т ...

Общение как фактор формирования личности
Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы: Исследование В.М.Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека о влиянии группы на индиви ...

Методические особенности решения нестандартных задач
Главная цель задач ‑ развить творческое и математическое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к "открытию" математических фактов. Я считаю, что достичь этой цели с помощью обычных стандартных задач невозможно. Опыт использования ряда нестандартных задач показыв ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru