Особенности воспитания социальной активности у сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности воспитания социальной активности у сирот

Страница 4

Социопатический характер выпускника учреждения для сирот представляет собой комплекс таких показателей, как отчуждение, аутонегативизм, инфантилизм, неразвитый социальный интеллект. Поэтому социальную адаптацию с позиции постинтернатной адаптации можно также рассматривать как переход от социопатического варианта развития личности выпускника к позитивным формам социального приспособления, под которыми подразумевается: {LINKS}

способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;

потребность в труде как средстве самореализации;

позитивное отношение к людям;

активное и ответственное отношение к себе и своей судьбе (H.H. Юдицева, А.И. Панов).

Процесс формирования социальной активности (включение учащегося учреждения для сирот в систему социальных отношений), даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват целым рядом сложностей, требующих совместных усилий педагогов и воспитанников.

В зависимости от объекта, на который направлена социальная активность, она по-разному проявляется в различных видах деятельности: познавательной, общественно-политической, организаторской, художественно-творческой и др. Это зависит как от объективных (уровня развития способов и средств реализации творческой деятельности, потребности общества или общественных групп в данном виде деятельности), так и субъективных (предшествующего опыта субъекта, его способностей, потребностей, характера развития эмоционально-волевой сферы и т.д.) причин. Показателем сформированности социальной активности на том или ином этапе ее развития является изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребности в социально значимой деятельности и социально ценном общении.

Среди факторов, влияющих на формирование социальной активности, в качестве приоритетных выступают достаточно нереалистические ожидания учащихся относительно профессиональной деятельности: зачастую завышены притязания в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия; высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкреплен столь же высокими профессиональными устремлениями; у многих воспитанников желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более трудному, квалифицированному и производительному труду; чрезмерный оптимизм в определении осуществления жизненных и профессиональных планов.

Программа формирования социальной активности учащихся-сирот должна обязательно строиться со знанием и учетом факторов, условий социально-профессиональной адаптации. Социально-профессиональная адаптация не завершается в образовательном учреждении, а получает свое новое качественное продолжение в на производстве, в жизни.

Воспитание в широком смысле слова – это функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп. В Послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию особо отмечается, что в современных условиях в России резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовом современности. Одно из направлений целевой программы «Гражданин России» призвано обеспечить внедрение системы поддержки социальных инициатив молодежи, развитие позитивных форм самоуправления и самодеятельности молодежи. Если рассматривать воспитание как создание условий для развития и саморазвития личности, создания в образовательном учреждении развивающей среды, нравственно благоприятной и эмоционально насыщенной, создание ситуации успешности, то это как раз будет способствовать развитию социальной активности учащейся молодежи.

В этих условиях значение воспитательной деятельности еще более возрастает, она становится приоритетной. От правильного понимания идеалов и сути воспитательной работы, соблюдения ее законов в значительной степени зависят эффективность и качество решения задач во всех сферах нашей жизни: социальной, экономической, политической. Необходимость духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания подрастающего поколения вытекает из самой сути развития современного общества.

Сегодня главное состоит в том, чтобы сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании его основ. Особенно остро стоит эта проблема перед педагогами, работающими с детьми-сиротами. Опыт показывает, что выпускник сиротского учреждения выходит во взрослую жизнь совершенно неподготовленным, и, прежде всего, он не социализирован. К сожалению, такие выпускники не чувствуют себя гражданами своей страны, часто становятся бомжами, преступниками, оказываются на «обочине жизни».

Страницы: 1 2 3 4 

Великая педагогика:

Классификация способностей
На исследования проблемы способностей в советской психологии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоретиков психологии, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов. Педагогические способности были предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. ...

Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками в свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся им в семью. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверс ...

Формирование монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием
Вопросы формирования монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А.Пеньевской; Л.П.Федоренко; Т.А.Ладыженской; М.С.Лаврик и др. Авторы отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивавшихся ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru