Особенности воспитания социальной активности у сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности воспитания социальной активности у сирот

Страница 2

В научной литературе существует неоднозначность в определении понятия «социальная активность». Одни авторы рассматривают социальную активность как сложное общественное явление (Е.А. Ануфриев, Е.В. Бондаревская, А.Г. Здравомыслов); вторые называют её в ряду черт личности (С.А. Архангельский, А.Д. Коджаспиров, В.А. Петровский, В.Г. Мордкович, А.В. Зосимовский, И.А. Филиппова); третьи определяют её как состояние деятельности (Л.Г. Ковалев, В.X. Беленький, Т.П. Богданова, Л.И. Илиади, Т.В. Ищенко, Е.С. Комарова, П.Е. Кряжев, А.В. Шендрик).

Исходя из проведенного нами анализа, феномен социальной активности получает многоаспектную характеристику. Социальная активность рассматривается как:

а) состояние субъекта, как качество, черта личности;

б) отношение к действительности, взаимосвязь субъекта со средой;

в) мера проявления социальной дееспособности человека.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности. На основе анализа позиций различных авторов, мы выделяем ряд общих существенных признаков социальной активности личности. К ним относятся представления о социальной активности как:

 форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;

 деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;

 личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой - с другой;

 деятельности направленной на преобразование окружающего мира;

 качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности.

Будучи качеством социального субъекта, она находит свое проявление в его поступках, деятельности и предстает перед нами как социальное явление реализации внутренних его потенций.

Выражая меру проявления социальной дееспособности человека, социальная активность составляет главное в характеристике личности как субъекта общественных отношений. В конечном счете, социальная активность характеризует отношение человека к труду, обществу и общественно-политической деятельности, считает В.А. Ануфриев. В зависимости от разнообразия объективных и субъективных причин эта мера может быть очень высокой (социально-активная) и очень низкой (социально-пассивная).

Социальная активность может выражаться в различных формах как групповой, массовой, так и индивидуальной деятельности и поведения. Поэтому в различных источниках выделяется разнообразный набор форм социальной активности. Среди наиболее значимых выделяют: профессионально-трудовую, общественно-политическую, управленческую, морально-нравственную, досуговую. Каждая из данных форм может характеризоваться как творческая (продуктивная), и нетворческая (репродуктивная).

Анализ значительного массива научной литературы позволил нам определить свою позицию, согласно которой социальная активность рассматривается как интегрированное качество личности, характеризующее меру интенсивности, напряженности, темпа осуществления деятельности, стремление к самосовершенствованию и умение действовать на пользу общества. Мы подчеркиваем, что социальная активность личности отражает потребность в саморазвитии, самоизменении, направлена на самоопределение человека в мире и принятие мира в себе, то есть активное строительство себя как элемента социума, культуры. Важнейшими компонентами социальной активности мы считаем познавательную, аксиологическую, трудовую, общественно-гражданскую, коммуникативную, нравственную, художественно-творческую и другие виды деятельности.

Таким образом, социальная активность имеет сложную структуру, включающую потребности, мотивы, интересы, установки, ценности и т.д. Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что социальная активность является комплексным понятием, которое может быть представлено, с одной стороны, как качество, присущее человеку, отражающее внутреннюю необходимость целенаправленного участия в социальном творчестве, а с другой, как внутренне обусловленная мера участия человека в жизни общества, полезная для общества деятельность, ведущая к конкретным изменениям в условиях жизни общества и общественных отношениях. Такой подход позволяет определить социальную активность как имманентный бытию человека феномен, который проявляется в конструктивном социальном действии, включающем ценностно-обусловленную мотивацию, совокупность поступков, ведущих к изменениям социальной ситуации и/или изменению социального статуса и ценностной динамике в сознании личности подростка.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Формирующий эксперимент по реализации программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка
Средства массовой информации в целом оказывает заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения подростков, а также прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, на эстетический вкус. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была поставлена цел ...

Формы организации обучения с использованием активных методов в ВУЗе
Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Рассмотрим характеристику неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность. Лекции - нетрадиционная форма проведения Проблемная лекция начинаетс ...

Комплекс упражнений по изучающему чтению для старшего этапа обучения на материале французского языка
Анализ упражнений к текстам учебников «L’oiseau bleu» и "Objectif" показал, что система предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений для обучения изучающему чтению, в данных УМК разработана в недостаточной мере. Мы разработали комплекс упражнений по изучающему чтению на основе тек ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru