Отобранные пункты в шкале могут считаться надёжными показателями овладения речью, с помощью которых могут быть выделены дети группы риска по отставанию речевого развития.
Таблица 1 "Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития"
{LINKS} Возраст (месяцы) |
Основные показатели довербального и вербального развития |
1 |
2 |
1 |
Реакция сосредоточения на речевое общение с ребёнком |
2 |
Улыбка при общении |
3 |
Комплекс оживления при общении со взрослыми, Гуление |
4 |
Дифференцированность комплекса оживления, смех |
5 |
Дифференциация направления звука, певучее, Гуление |
6 |
Лепет |
7 |
Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик - вызванная реакция |
8 |
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба и т.д. |
9 |
Общение с помощью жестов, игра в "ладушки" |
10 |
Ситуационное понимание обращённой речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 "лепетных слов", понятных при соотнесении с ситуацией |
11 |
Использование 3 "лепетных слов" с соотнесением |
12 |
Использование 3-4 "лепетных слов" с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом |
15 |
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста |
18 |
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов |
21 |
Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас - 20 слов |
24 |
Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов |
30 |
Адекватно использует местоимения я, ты, мне, повторяет 2 цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один" |
36 |
Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребёнок называет своё имя, пол и возраст, понимает значения простых предлогов; выполняет задания типа "положи кубик под чашку", положи кубик в коробку". |
Великая педагогика:
Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у
дошкольников
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития произвольного поведения у Л.С. Выготского является развитие речевого опосредования. Он пишет: «С помощью речи в сферу объектов, доступных для преобразования ребёнком, включается его собственное повед ...
Распределение программного материала и содержание работы
Учителя начальных классов имеют основной необходимый для работы государственный документ – программы по всем предметам учебного плана, в том числе и по русскому языку. Русский язык имеет свои специфические особенности в распределении программного материала во времени. Так, например, в первом классе ...
Пути совместной работы логопеда и воспитателя
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организаци ...