Развитие детской речи в норме

Страница 2

4 стадия - расцвет лепета, или стадия канонической вокализации. Этот период охватывает от 20 - 30 до 50 недель ( 5-7, 5 - 12, 5 месяца).Именно в этот период звук лепета начинают напоминать по своим акустическим характеристикам звуки родного языка, и родители нередко смешивают их с началом собственного речевого развития.

Каноническая стадия характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, да-да, па-па, ма-ма). На этой стадии усиливается контроль за произношением звуков.

В канонической вокализации этой стадии наиболее частыми являются губные ( п, пь, б, бь, м, мь), язычно-средненёбные (гь, кь) и язычно-задненёбные (к, г) звуки. Среди гласных звуков раньше всего появляются гласные переднее-среднего ряда средне-нижнего подъёма (э, а).

Характерной является тенденция к сглаживанию артикуляции гласных звуков.

Примерно с 6-7 месяцев лепет приобретает социализированный характер: ребёнок пользуется ими для выражения своих желаний и нужд, заставляя взрослого обратить на него внимание.

Характерным для здорового ребёнка этого возраста является то, что лепет выступает как вполне самостоятельная деятельность. Одновременно у здорового ребёнка начинает развиваться и начальное понимание обращённой речи; он внимательнее относится к движениям и действиям взрослого, направленным на общение с ним, стараясь понять их значение.

5 стадия охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этой стадии лепетные звуки отличаются большим разнообразием: ребёнок может произносить слоги разных типов: согласный - гласный и даже согласный - гласный-согласный. У одних детей эта стадия короткая, и они сразу переходят к произнесению сочетания слогов, имеющих определённое значение, - "лепетные слова", у других этот период значительно затягивается, и ребёнок для выражения своих состояний и переживаний использует "псевдослова", не имеющие определённого значения.

Отличительной особенностью этой стадии является интенсивное развитие понимания обращённой речи. Дифференцированность сенсорных и эмоциональных реакций.

К началу этой стадии - к 8-9 месяцам - происходят качественные изменения в психическом развитии ребёнка: интенсивно формируется память - узнавание знакомой ребёнку ситуации, в связи, с чем он живо реагирует на новую обстановку. При виде незнакомого человека ребёнок жмётся к матери, отворачивается, время от времени с любопытством поглядывает на новое лицо. На этом этапе он крайне болезненно реагирует на разлуку с матерью.

На этом этапе возникает общение ребёнка со взрослым с помощью предметно-действенных средств. Ребёнок устанавливает и поддерживает контакт с взрослыми посредством ярких предметов и игрушек, которыми активно манипулирует. Отмечается избирательное отношение к предметам, предлагаемым взрослыми, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена.

Считается, что на этой стадии ребёнок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данная стадия рассматривается как сензитивный период для развития речи. Именно в этот период отмечается наиболее интенсивная дифференциация нервных клеток в зоне Брока - корковом центре. Начиная с 15-20 месяцев трудности в овладении родной речью на основе речевого подражания с каждым месяцем возрастают.

Ранняя диагностика нарушений речевого развития - основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. При оценке доречевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе важное значение имеет определение степени отставания в овладении речью. С этой целью приведу специальную диагностическую шкалу оценок.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Развитие социальной сети и реализация социального партнерства с целью формирования социального поведения детей-сирот
Социальная среда представляет собой системокомплекс общечеловеческих и этнических ценностей, традиций, норм и правил поведения, регулирующих жизнедеятельность людей, определяющих рамки их социальной активности. Она, с одной стороны, является источником многих трудностей, связанных с процессом лично ...

Рейтинговая система оценки достижений обучающихся
Особенности рейтинговой системы оценки знаний Основные принципы системы рейтинговой оценки знаний Особенности рейтинговой системы оценки знаний Изменение образования в соответствие с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оце ...

Методика использования предметно-развивающей среды как средство экологического воспитания
Одним из важнейших культурообразующих компонентов среды жизни дошкольника является экологический компонент. Под «экологией детства» можно понимать организацию такого образовательного пространства, которая бы сохраняла истинно человеческую гуманитарную составляющую в развитии ребёнка. Основа экологи ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru