Развитие детской речи в норме

Страница 2

4 стадия - расцвет лепета, или стадия канонической вокализации. Этот период охватывает от 20 - 30 до 50 недель ( 5-7, 5 - 12, 5 месяца).Именно в этот период звук лепета начинают напоминать по своим акустическим характеристикам звуки родного языка, и родители нередко смешивают их с началом собственного речевого развития.

Каноническая стадия характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, да-да, па-па, ма-ма). На этой стадии усиливается контроль за произношением звуков.

В канонической вокализации этой стадии наиболее частыми являются губные ( п, пь, б, бь, м, мь), язычно-средненёбные (гь, кь) и язычно-задненёбные (к, г) звуки. Среди гласных звуков раньше всего появляются гласные переднее-среднего ряда средне-нижнего подъёма (э, а).

Характерной является тенденция к сглаживанию артикуляции гласных звуков.

Примерно с 6-7 месяцев лепет приобретает социализированный характер: ребёнок пользуется ими для выражения своих желаний и нужд, заставляя взрослого обратить на него внимание.

Характерным для здорового ребёнка этого возраста является то, что лепет выступает как вполне самостоятельная деятельность. Одновременно у здорового ребёнка начинает развиваться и начальное понимание обращённой речи; он внимательнее относится к движениям и действиям взрослого, направленным на общение с ним, стараясь понять их значение.

5 стадия охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этой стадии лепетные звуки отличаются большим разнообразием: ребёнок может произносить слоги разных типов: согласный - гласный и даже согласный - гласный-согласный. У одних детей эта стадия короткая, и они сразу переходят к произнесению сочетания слогов, имеющих определённое значение, - "лепетные слова", у других этот период значительно затягивается, и ребёнок для выражения своих состояний и переживаний использует "псевдослова", не имеющие определённого значения.

Отличительной особенностью этой стадии является интенсивное развитие понимания обращённой речи. Дифференцированность сенсорных и эмоциональных реакций.

К началу этой стадии - к 8-9 месяцам - происходят качественные изменения в психическом развитии ребёнка: интенсивно формируется память - узнавание знакомой ребёнку ситуации, в связи, с чем он живо реагирует на новую обстановку. При виде незнакомого человека ребёнок жмётся к матери, отворачивается, время от времени с любопытством поглядывает на новое лицо. На этом этапе он крайне болезненно реагирует на разлуку с матерью.

На этом этапе возникает общение ребёнка со взрослым с помощью предметно-действенных средств. Ребёнок устанавливает и поддерживает контакт с взрослыми посредством ярких предметов и игрушек, которыми активно манипулирует. Отмечается избирательное отношение к предметам, предлагаемым взрослыми, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена.

Считается, что на этой стадии ребёнок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данная стадия рассматривается как сензитивный период для развития речи. Именно в этот период отмечается наиболее интенсивная дифференциация нервных клеток в зоне Брока - корковом центре. Начиная с 15-20 месяцев трудности в овладении родной речью на основе речевого подражания с каждым месяцем возрастают.

Ранняя диагностика нарушений речевого развития - основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. При оценке доречевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе важное значение имеет определение степени отставания в овладении речью. С этой целью приведу специальную диагностическую шкалу оценок.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Разработка адаптированных подвижных игр
Для проведения подвижных игр дети уже должны быть знакомы с помещением спортивного зала, знать, что ковер на полу ограничивает безопасную площадь игры, и, если ноги сошли с ковра, нужно вернуться и быть осторожным. Также дети уже знакомы со спортивным реквизитом. Но нужно еще раз отобрать, осмотрет ...

Исследование особенностей нарушения письма у детей младшего школьного возраста Третьяковской общеобразовательной средней школы
Младшие школьники с нарушением письма принадлежат к категории учащихся, которые особенно нуждаются в коррекционно-логопедической помощи. При отсутствии специально организованной коррекционной работы не только создаются затруднения в процессе обучения, но и зачастую младшие школьники оказываются в ч ...

Особенности развития физических качеств и двигательных навыков у школьников с умственной отсталостью легкой степени
На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Психомоторное недоразвитие детей с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru