Уверенность в знании у студентов с различной мотивацией и знаниями учебного материала

Педагогическая информация » Взаимосвязь мотивации учения и знания предметной области » Уверенность в знании у студентов с различной мотивацией и знаниями учебного материала

Страница 5

Возможно, с увеличением аудиторных часов преподавателю удалось бы заинтересовать студентов, объяснить важность изучаемого предмета, но самое важное, на мой взгляд, подробнее разобрать непонятный материал и использовать полученные знания.

Метакогнитивная осведомленность – это особая форма ментального опыта, характеризующая уровень и тип интроспективных представлений человека о своих индивидуальных интеллектуальных ресурсах. Метакогнитивная осведомленность предполагает:

Знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств (каковы особенности собственной памяти, мышления, предпочитаемые способы постановки и решения проблем и т.д.), а также знание оснований своей интеллектуальной деятельности (в виде представлений о закономерностях запоминания, правилах эффективного мышления, различиях между логически необходимыми и эмпирически верными суждениями и т.д.).

Умение оценивать свои индивидуальные интеллектуальные качества как на уровне «плохой – хороший», «недостаточный – достаточный», так и на уровне самопринятия.

Готовность использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта. Соответственно одним из критериев интеллектуальной зрелости является возможность человека оперативно и эффективно мобилизовать свои интеллектуальные силы для решения возникшей проблемы.

Благодаря метакогнитивной осведомленности человеческий интеллект обретает некоторое новое качество, названное Дж. Флейвеллом «когнитивным мониторингом»: это способность интроспективно просматривать и отслеживать ход своей интеллектуальной деятельности с коррекцией по мере необходимости отдельных ее сторон.

Уверенность в суждениях – это полифункциональное системное психическое образование, выполняющее и когнитивную функцию (вероятностный прогноз правильности решений), и метакогнитивную (рефлексия субъекта, осознанная либо нет, о полученной информации, своих знаниях), и регулятивную (переживание и состояние, связанные с этими процессами и влияющие на латентность и результат решения: выбор той или иной гипотезы в зависимости от прогноза ее правильности), и когнитивно-регулятивную (оценка правильности выбора и внутренняя обратная связь, позволяющая корректировать решения). В силу всех этих функций уверенность является существенным субъектным механизмом как приема и переработки информации, так и принятия решения.

Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация – побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии (признание общества, престижность и т.п.) – преобладает внешняя мотивация.

Гипотеза о взаимосвязи между уверенностью в знаниях и реальным знанием не подтвердилась (коэффициент Спирмана – R = 0,003 – следовательно, связь отсутствует, так как показатель близок к нулю). Можно сделать вывод, что четверо из испытуемых выполняли задания на уровне случайного ответа.

Гипотеза о взаимосвязи характеристики (погрешности) метакогнитивных суждений со знаниями подтвердилась. (коэффициент Спирмана – R = -0,46 при p < 0,05. Это говорит нам о том, что чем больше реально знает студент, тем больше он сомневается в собственных ответах).

Гипотеза относительно взаимосвязи между внешней мотивацией и уверенностью в суждениях подтвердилась (Т-критерий Вилкоксона – Т=0 при p < 0,05). Различия между показателями уверенности в знаниях по курсам «Педагогическая психология» и «Современный русский язык» значимы.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Великая педагогика:

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болез ...

Общая характеристика правового воспитания
Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений. Содержание политической культуры школьника, будущего полноправного гражданина страны соста ...

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ в 5–6 классах
Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru