Уверенность в знании у студентов с различной мотивацией и знаниями учебного материала

Педагогическая информация » Взаимосвязь мотивации учения и знания предметной области » Уверенность в знании у студентов с различной мотивацией и знаниями учебного материала

Страница 5

Возможно, с увеличением аудиторных часов преподавателю удалось бы заинтересовать студентов, объяснить важность изучаемого предмета, но самое важное, на мой взгляд, подробнее разобрать непонятный материал и использовать полученные знания.

Метакогнитивная осведомленность – это особая форма ментального опыта, характеризующая уровень и тип интроспективных представлений человека о своих индивидуальных интеллектуальных ресурсах. Метакогнитивная осведомленность предполагает:

Знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств (каковы особенности собственной памяти, мышления, предпочитаемые способы постановки и решения проблем и т.д.), а также знание оснований своей интеллектуальной деятельности (в виде представлений о закономерностях запоминания, правилах эффективного мышления, различиях между логически необходимыми и эмпирически верными суждениями и т.д.).

Умение оценивать свои индивидуальные интеллектуальные качества как на уровне «плохой – хороший», «недостаточный – достаточный», так и на уровне самопринятия.

Готовность использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта. Соответственно одним из критериев интеллектуальной зрелости является возможность человека оперативно и эффективно мобилизовать свои интеллектуальные силы для решения возникшей проблемы.

Благодаря метакогнитивной осведомленности человеческий интеллект обретает некоторое новое качество, названное Дж. Флейвеллом «когнитивным мониторингом»: это способность интроспективно просматривать и отслеживать ход своей интеллектуальной деятельности с коррекцией по мере необходимости отдельных ее сторон.

Уверенность в суждениях – это полифункциональное системное психическое образование, выполняющее и когнитивную функцию (вероятностный прогноз правильности решений), и метакогнитивную (рефлексия субъекта, осознанная либо нет, о полученной информации, своих знаниях), и регулятивную (переживание и состояние, связанные с этими процессами и влияющие на латентность и результат решения: выбор той или иной гипотезы в зависимости от прогноза ее правильности), и когнитивно-регулятивную (оценка правильности выбора и внутренняя обратная связь, позволяющая корректировать решения). В силу всех этих функций уверенность является существенным субъектным механизмом как приема и переработки информации, так и принятия решения.

Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация – побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии (признание общества, престижность и т.п.) – преобладает внешняя мотивация.

Гипотеза о взаимосвязи между уверенностью в знаниях и реальным знанием не подтвердилась (коэффициент Спирмана – R = 0,003 – следовательно, связь отсутствует, так как показатель близок к нулю). Можно сделать вывод, что четверо из испытуемых выполняли задания на уровне случайного ответа.

Гипотеза о взаимосвязи характеристики (погрешности) метакогнитивных суждений со знаниями подтвердилась. (коэффициент Спирмана – R = -0,46 при p < 0,05. Это говорит нам о том, что чем больше реально знает студент, тем больше он сомневается в собственных ответах).

Гипотеза относительно взаимосвязи между внешней мотивацией и уверенностью в суждениях подтвердилась (Т-критерий Вилкоксона – Т=0 при p < 0,05). Различия между показателями уверенности в знаниях по курсам «Педагогическая психология» и «Современный русский язык» значимы.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Великая педагогика:

Уроки-диалоги в школе
Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Понятие «диалог», применяемый в обучении, используется в трех смы ...

Необходимость синергетического подхода в управлении образованием
В условиях демократизации общества образование, все больше приобретая характер открытой системы, имеет возможность вариативного пути развития. В то же время, в многокомпонентной системе в образовании идет постоянное движение, результатом которого является переход его структур и подсистем из одного ...

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ в 5–6 классах
Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru