Специфика иноязычного общения как вида речевой деятельности

Педагогическая информация » Использование проектной методики при обучении иноязычному общению » Специфика иноязычного общения как вида речевой деятельности

Страница 1

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, направляемый педагогом.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся. Приступая к рассмотрению обучения устному иноязычному общению с использованием метода проектов нужно определить интересующий нас объект.

Общение представляет собой речевое взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты, с целью организации и регуляции своих действий, поступков, отношений.

Следовательно, для осуществления акта общения необходимо наличие минимум двух коммуникантов, каждый из которых выступает как субъект общения. Непременным условием является их контакт / взаимодействие и реализуемые в ходе общения коммуникативные цели и задачи.

Необходимо, чтобы и в процессе обучения любой акт общения выполнял определенную коммуникативную функцию, чтобы говорящий отдавал себе отчет, зачем он говорит, что он хочет сказать своему собеседнику и, учитывая особенности этого последнего, наилучшим образом организовал свое высказывание. При этом в акте общения, предполагается смена ролей говорящий (слушающий). Поэтому и при контроле каждый участник общения должен оцениваться и как говорящий и как слушающий.

Дело в том, что общение – это такая практическая активность субъекта, которая направлена на других субъектов, но не превращает их в объекты, а, напротив, ориентируется на них как на субъектов общения, видит в них себе подобного, себе равного. Иначе говоря, предполагаются субъектно-субъектные отношения. В связи с этим современная педагогика требует, чтобы учащийся был не объектом обучения, а субъектом учения, чтобы он не «подвергался обучению», а мотивированно и осознанно учился, а учитель выступал как речевой партнер и как помощник. Речь идет о педагогике сотрудничества.

Прежде всего, необходимо уточнить: с кем должен общаться обучаемый. В учебных условиях у него могут быть два партнера: преподаватель и соученик. Общение «преподаватель – ученик» имеет место только в учебных условиях. При этом роли партнеров фиксированы и неравноправны. Преподаватель управляет общением и деятельностью обучаемого. Подобное зависимое положение ученика и статусное неравенство не способствуют свободе общения, приводят к скованности, боязни ошибок, снижает мотивацию.

Если оставаться в рамках субъектно-объектного общения «учитель – ученик», которое сейчас, к сожалению, преобладает, вряд ли можно рассчитывать на педагогику сотрудничества и, следовательно, на более эффективное обучение и воспитание. Общение – это не воздействие одного человека на другого, а их взаимодействие как партнеров.

Такая постановка вопроса позволяет иначе взглянуть на социально заданные роли «учитель – ученик». Если субъектно-объектные отношения являются субординативными по природе, где поведение обусловлено статусом коммуникантов, а не их межличностными отношениями, то субъектно-субъектные отношения это отношения координации, сотрудничества.

Общение «ученик – ученик» происходит намного более комфортно и естественно. Ученики, находясь в равном положении, чувствуют себя раскованно, каждый стремится реализовать своё коммуникативное намерение наилучшим образом. Часто возникает атмосфера соревнования, желание проявить себя с наилучшей стороны, что стимулирует речевую активность общающихся.

Итак, для коммуникативной деятельности на иностранном языке важно, прежде всего, понимание предмета общения, т.е. того, на что направлено общение как деятельность. А направлено оно на взаимоотношения людей. Именно они являются основой ситуации как единицы учебной иноязычной деятельности и основой общения учеников и учителя как общего фона их взаимодействия.

Если атмосфера в классе конфликтна и накалена, то нормальное обучение невозможно. Учитель должен создать такую обстановку, в которой у учащихся появится потребность быть выслушанным, понятым. Речевые учебные ситуации, разумеется, могут быть «конфликтными», и спор не только возможен, но и желателен, ибо он стимулирует речевую деятельность, но это будет спор по существу дела, а не по поводу выяснения взаимных отношений. Понимание этого есть основа педагогики сотрудничества на почве коммуникативного обучения.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития произвольного поведения у Л.С. Выготского является развитие речевого опосредования. Он пишет: «С помощью речи в сферу объектов, доступных для преобразования ребёнком, включается его собственное повед ...

Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти п ...

Технология проектного обучения иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы
При описании методики использования проектного обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru