Методы использования межпредметных связей на уроке музыки

Страница 3

Пифагору принадлежит математическое объяснение основ гармонии. Он определил суть гармонии так: наиболее естественно воспринимаются ухом частоты, которые находятся между собой в простых числовых соотношениях 4:5:6.

Когда древнегреческие музыканты ввели пять дополнительных звуков, Пифагор взялся за решение практической задачи: как настроить инструмент, чтобы не увеличивать количество звуков в каждой октаве сверх двенадцати и в то же время дать возможность музыкантам свободнее переходить их тональности из лада в лад. Например: {LINKS}

музыкальное искусство межпредметная связь

Таблица №1

до

ре

ми

фа

соль

ля

си

до

192

216

240

256

288

320

360

384

192

216

243

256

288

324

364.5

384

Подставляем вместо единицы частоту 384 – правую границу октавы. Условно обозначим её «до» квинта «соль». Частота его - три вторых от 384,т.е. 576. И так далее, вплоть до «фа».

Влево от «до» квинта «фа». Частота две трети от 384-255.9. Квинта от «фа» - «си». Чистота две трети от 255.9 – 170.6. И так до «соль». Теперь этот ряд частот, который охватывает почти весь музыкальный диапазон, нам предстоит ввести в одну октаву, т.е. последовательным уменьшением или делением на два уложить или деления на два не улеглась в границы октавы, нужно ещё раз умножить или разделить её на два. После этих действий мы получим октаву, к которой пришел Пифагор.

Интервалы более или менее выровнялись, определились точные частоты дополнительных звуков. Музыканты, пользуясь теми же двенадцатью звуками в октаве, получили возможность переходить из тональности тональность гораздо свободнее. Пифагоров строй продержался более двух тысяч лет.

После прослушивания ряда примеров, учащимся были заданы следующие вопросы:

1. В каком случае более интересна и развитая мелодия? Есть ли она вообще?

2. Где более насыщенная и разнообразная аранжировка? Было предложено услышать голоса всех инструментов, и обратить внимание на технику игры инструментов и вокалистов, на отклонения и модуляции.

3. Определить, отличается ли чем-нибудь ритмическая основа этих произведений.

На одном из уроков ребятам была предложена транскрипция венгерской рапсодии Ф. Листа. В этот урок был включен дополнительный материал из физики. На примере струнных инструментов рассматриваем действия звуковых волн на органы слуха и пришли к выводу, что сама струна излучает громкости звука домбры, гитары, скрипки и другими струнными инструментами происходит потому, что струны передают энергию своих колебаний корпусу инструмента и заключенному к ней воздуху, вызывая вынужденные колебания.

Ещё один урок был выстроен по принципу контраста. На этом уроке были представлены разные по стилю произведения: С.В.Рахманинова и произведения современных композиторов из кинофильмов. Мы попытались ответить на вопрос: почему музыка современных композиторов в настоящее время не востребована и не современна, а музыка прошлых веков находит своё место в современной жизни?

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка через проектно-исследовательскую деятельность
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все бол ...

Характеристика СМИ и их влияние на развитие личности подростков
Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: сод ...

Компенсация слепоты
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Важным моментом компенсации является вера в ребенка, в потенциальные возможности его развития. Возможность компенсации дефекта, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru