Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей

Педагогическая информация » Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы » Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей

Страница 2

Социально-педагогическая деятельность как разновидность педагогической деятельности имеет как общие черты, так и отличительные особенности.

Основной отличительной особенностью социально-педагогической деятельности является то, что потребность в ней возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Это главное отличие определяет и все другие. {LINKS}

Так, по мнению М.А. Галагузовой, если педагогическая деятельность носит нормативно-программый характер, то социально-педагогическая «всегда является «адресной», направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума, поиска адекватных ситуации способов общения с ребенком, выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая скорее локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема».

Таким образом, главным отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то, что предметом последней является каждый ребенок, тогда как потребность в социально-педагогической деятельности возникает тогда, когда индивид или группа оказываются в сложной, проблемной ситуации во взаимоотношениях со средой и нуждаются в специальной, профессиональной помощи в процессе социализации.

Л.А. Беляева и М.А. Беляева, выделяя те же основные отличия, рассматривают социально-педагогическую деятельность как «способ гармонизации отношений человека, группы, среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической среды – с другой». Ключевым в данном случае является понятие «адаптация», поскольку, как справедливо отмечают исследователи далее, «в современных условиях человеку на протяжении своей жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменениями социальной среды. Это приводит к тому, что прошлый опыт субъекта становится недостаточным и непригодным для жизни в новых условиях, и человек оказывается в ситуации, выражающей необходимость изменять себя, либо среду, либо то и другое вместе», то есть человек оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям.

Такого рода проблемные ситуации постоянно возникают в жизни каждого человека даже в условиях социальной и экономической стабильности. Есть люди, которые способны самостоятельно приспособиться к новым условиям, разрешив любую проблемную ситуацию. Такой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Если же человек не может приспособиться к новым условиям и при этом утрачивает какие-то социально значимые качества, необходимые для его успешной адаптации, происходит социальная дезадаптация индивида. Такой индивид нуждается в социальной реабилитации, которая предусматривает осуществление системных мер, направленных на восстановление социального статуса личности, разрушенных или утраченных общественных связей и отношений и, в конечном счете, на обеспечение его социальной адаптации в обществе.

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Вышеприведённое изложение относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Мотивация изучения алгоритмов
Понятие «алгоритм» является основным, неопределяемым. Сущность его на содержательно-интуитивном уровне может быть описана следующим образом: алгоритм – понятное предписание, указывающее, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить с данными, чтобы решить задачу данного типа. Дл ...

Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению ...

Критерии оценки результатов проектной деятельности учащихся
Функция контроля заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов педагогом. Существуют критерии, которым педагог должен следовать для успешной оценивании проектной деятельности, Полнота реализации проектного замысла. Этот критерий позволяет оценить, насколько в полученном в резу ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru