Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей

Педагогическая информация » Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы » Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей

Страница 3

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчёркивая при этом её системную организацию. Однако, по мнению В.Т. Кондрашенко при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Как считает автор, необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. {LINKS}

Психическая адаптация является сплошным процессом, который включает в себя ещё два аспекта:

оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Дети, как особая возрастная категория людей (согласно Конвенции ООН о правах ребенка – от рождения до достижения 18-летнего возраста) с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на период детства приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека. Социализация – процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личностью.

Однако в связи с динамическим характером процесса социализации возможны различные результаты. Часть детей, на которых воздействует в процессе социализации неблагоприятные условия, приобретает асоциальные формы поведения и привычки. Данную категорию детей современные исследователи относят к категории неблагополучных.

Так как социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение проблемной ситуации ребенка, одним из оснований квалификации ее разновидностей могут выступать категории детей с определенными проблемами.

В соответствии с этим можно выделить следующие основные категории детей, являющиеся объектом социально-педагогической деятельности:

дети-инвалиды;

дети-сироты;

дети-правонарушители;

дети группы риска.

По мнению Олиференко Л.Я. понятие «дети группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов.

Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Под понятием «дети группы риска» в данной работе будут подразумеваться следующие категории детей:

дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам необходимо представлять не только контингент таких детей и их психологическую характеристику.

Достаточное длительное воздействие неблагоприятных условий жизни детей в семьях вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Организация проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка
Использование метода проектов на уроках иностранного языка требует грамотного подхода и тщательной подготовки, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога. Для того чтобы организовать проектную деятельность учащихся среднего школьного возраста, необходимо, во-первых, уточнить основные черты ...

Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и част ...

Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные . К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к соврем ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru