Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей

Педагогическая информация » Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы » Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей

Страница 3

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчёркивая при этом её системную организацию. Однако, по мнению В.Т. Кондрашенко при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Как считает автор, необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который включает в себя ещё два аспекта:

оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Дети, как особая возрастная категория людей (согласно Конвенции ООН о правах ребенка – от рождения до достижения 18-летнего возраста) с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на период детства приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека. Социализация – процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личностью.

Однако в связи с динамическим характером процесса социализации возможны различные результаты. Часть детей, на которых воздействует в процессе социализации неблагоприятные условия, приобретает асоциальные формы поведения и привычки. Данную категорию детей современные исследователи относят к категории неблагополучных.

Так как социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение проблемной ситуации ребенка, одним из оснований квалификации ее разновидностей могут выступать категории детей с определенными проблемами.

В соответствии с этим можно выделить следующие основные категории детей, являющиеся объектом социально-педагогической деятельности:

дети-инвалиды;

дети-сироты;

дети-правонарушители;

дети группы риска.

По мнению Олиференко Л.Я. понятие «дети группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов.

Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Под понятием «дети группы риска» в данной работе будут подразумеваться следующие категории детей:

дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам необходимо представлять не только контингент таких детей и их психологическую характеристику.

Достаточное длительное воздействие неблагоприятных условий жизни детей в семьях вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Совершенствование навыков вербального общения
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед боль ...

Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования
Итоги констатирующего эксперимента позволили спроектировать дальнейшую работу по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях для детей старшего дошкольного возраста. Для этого, в рамках формирующего эксперимента, были поставлены следующие задачи: Разработать и апробировать систему занятий, сп ...

Классификация методов активного обучения
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: 1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; 2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных; 3) установить ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru