Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Страница 3

2 критерий. Лексическая наполняемость высказываний

Задание 2. Кто твой любимый герой?

Цель: выяснить уровень использования во время устных высказываний бытовой, общеупотребительной, экспрессивной лексики.

Форма общения: индивидуальная. {LINKS}

Порядок выполнения. Экспериментатор: Дети, сегодня необычный день, к каждому из вас пришли ваши любимые сказочные персонажи, однако, им очень стыдно, так как они не могут вернуться в свои сказки. Давайте поможем им вспомнить, из каких они сказок. Экспериментатор предлагает героев, а ребенок должен описать сказку, из которой они пришли.

3 критерий. Употребление в речи эпитетов, метафор, гипербол, персонификаций, метонимий, литот, синекдох, сравнений

Показатель: использование в речи метафор

Задание 3. Путешествие в сказочное царство

Цель: Выявить умение детей использовать в речи метафоры.

Форма общения: индивидуальная

Процедура выполнения: Экспериментатор предлагает детям тексты, в которых пропущенные слова. Экспериментатор: «Дети, к нам снова пришел Колобок, ему прислали письма, но от кого Колобок не знает, потому, что они не подписаны. Когда почтальон нес Колобку письма, пошел дождь и некоторые слова невозможно прочитать. Он очень растерялся и не знает, кому отвечать. Помогите Колобку узнать, откуда поступили письма. Давайте все вместе попробуем отгадать, какие слова там были написаны». Воспитатель зачитывает письма от сказочных героев, а дети отгадывают (Пропущенные слова выделены). Например:

Здравствуй, колобочек, Хмуро ходит между дубами,

Милый мой дружочек. Тихо щелкает зубами.

Я низкого роста, Весь, как есть, – жестокая злость.

Хитра я и длиннохвостая Глаза так и льют.

Имею я мягенькую шубку, Притаился вот, приумолк

Волку-Брату я сестрица, Грозный зверь этот, конечно…

А зовут меня…

(Лисица) (Волк)

Колобочек, дорогой мой, Отгадай, мой колобочек,

Я пишу тебе письмо, Кто тебе писал, дружочек,

С днем рождения поздравляю, Имею коротенькие ноги,

Радости тебе желаю. Красивые завитками рога,

Ко мне в гости приезжай, Шерсть мягонька и густа

Кто я попробуй отгадай. Клочок вместо хвоста

Имею пару длинных ушек, (Баран)

И серенький полушубок,

Зовут – серый побегайчик

А на самом деле я…

(зайчик)

Колобок, колобок!

Давний мой дружок!

С праздником я тебя поздравляю

И добра тебе желаю.

Имею я маленький рост

И серенький, длинный хвост

Пушистую, серую шубку

И острые, белые зубки

(Мишка)

Показатель: употребление в речи эпитетов

Задание 4. Кто ты, где живешь?

Цель: выяснить умение детей употреблять в речи эпитеты.

Форма общения: групповая

Порядок выполнения. Экспериментатор предлагает детям с помощью эпитетов охарактеризовать сказочных героев. Зачитывает письмо от Колобка…

«Доброе утро, ребята! На дворе светает, Колобок вас приветствует. Садитесь поудобней, слушайте хорошенько. Речь пойдет о зверятах, которые придут к вам в гости. Колобок сегодня снова расскажет вам кое-что интересное о волшебном сказочном мире. В этих сказках живут зверята, которых вы все хорошо знаете.»

После того, как Колобок познакомит детей со своими друзьями, экспериментатор предлагает подобрать как можно больше эпитетов для характеристики героев. Например: заяц – длинноухий, куцохвостий, ловкий, пушистый, маленький, беззащитный…; Волк – злой, хищный, жадный…; Лисица – рыжая, лукавая, хитрая…. и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Сравнительный анализ ФЕЗ с их эквивалентами в русском языке
Объектом исследования послужили фразеологические единицы с компонентом-зооморфизмом, отобранные из Англо-русского фразеологического словаря А.В.Кунина [1967]. Среди них встречаются наиболее частотные зоонимы cat (123), dog (289), horse (80), bear (60), bird (45), goose (50). При рассмотрении особен ...

Мотивация изучения теорем
При введении теоремы можно условно выделить следующие этапы ее изучения: мотивация изучения теоремы и раскрытие ее содержания (усмотрение геометрического факта и формулировка теоремы); работа нал структурой теоремы; мотивация необходимости доказательства теоремы; построение чертежа и краткая запись ...

Появление арифметических действий
Содержание курса арифметики в разные времена у разных народов было весьма различно. Индийцы, например, причисляли извлечение кубического корня к элементарным арифметическим операциям. С другой стороны, руководство профессора Пурбаха (1423-1491гг.) первого профессора Венского университета, читавшего ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru