Целью констатирубщего этапа педагогического эксперимента стало: выявление уровня развития экспрессивной лексики детей 6 г.ж. Обследование речи детей проводилось на базе дошкольного учреждения №14 г. Севастополя. В эксперименте принимали участие 2 группы дошкольников старшего возраста по 15 человек в каждой. {LINKS}
Для оценки уровня развития экспрессивной лексики у детей старшего дошкольного возраста в данной работе мы использовали диагностическую методику Ю.А. Руденко . При этом были определены показатели употребления в речи экспрессивной лексики.
К основным показателям употребления экспрессивной лексики мы отнесли следующие:
1. количество употребленных речевых экспрессивов (тропов) при описании сказочных событий;
2. эмоциональная экспрессивность высказывания.
Указанные показатели мы приняли за основу определения уровней употребления экспрессивной лексики по содержанию сказок.
Нами было условно выделено 4 уровня употребления экспрессивной лексики по смыслу сказок старшими дошкольниками. Дадим им краткую характеристику.
Высокий: при словесном описании сказочных героев и воспроизведении содержания сказок используют экспрессивную лексику сказок. Устные высказывания содержат 90–95% средств речевой экспрессии (эпитет, метафора, персонификация, повторы, гипербола, литота), имеющихся в сказке.
Достаточный: экспрессивные средства в речи используются, но не всегда. В речи фиксируется 85–80% экспрессивной лексики, имеющейся в сказке.
Средний: экспрессивные средства используют в речи лишь после напоминания. Для словесного описания используют 50–45% экспрессивной лексики (в основном, только после напоминания).
Низкий: не используют образные выражения в речи, даже, после напоминания. Экспрессивная лексика в речи отсутствует.
С целью выявления уровней употребления детьми экспрессивной лексики был разработан ряд заданий.
Для определения показателя количества употребленных речевых экспрессивов (тропов) при описании сказочных событий предлагались задание 1 и задание 2.
Для определения экспрессивности высказывания, предлагалось задание 3. Опишем их.
Задание 1. «Потерялась сказка»
Цель: Проявить умение употреблять экспрессивную лексику по смыслу сказки.
Форма общения: индивидуальная
Процедура выполнения. Детям предлагали наглядные изображения сказочных сюжетов и сказочных героев. Ребенку надо было отгадать, какие герои изображены на картинках, из каких они сказки и вспомнить слова, которыми они описаны в сказке.
Экспериментатор: «Ребята, сегодня ночью, в нашу группу проник злой волшебник и перепутал все наши любимые сказки. Ни один сказочный герой не может вернуться в свою сказку. Помогите им, пожалуйста».
Задание 2. «Какого цвета твоя сказка?»
Цель: Выяснить умение детей по собственному желанию использовать экспрессивную лексику при словесном описании.
Форма общения: личностно-групповая
Процедура выполнения. Экспериментатор сообщает: «Ребята, сегодня Вы будете рисовать любимые сказки. У вас у каждого на столах есть альбомные листы, карандаши, краски. А потом мы все вместе послушаем, что каждый из вас расскажет, о событии, которое он нарисовал и из какой сказки это событие».
Задание 3. Вспомни и расскажи.
Цель: Выяснить умение детей в процессе рассказывания сказки использовать языковые средства – тропы.
Форма общения: индивидуальная
Процедура выполнения: ребенку предлагали вспомнить свою любимую сказку и рассказать ее. Во время рассказа в индивидуальных протоколах отображались результаты использования в речи экспрессивной лексики.
Великая педагогика:
Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста
Современные исследователи предлагают различные способы формирования коммуникативных умений у детей при организации на практике совместной деятельности взрослого с детьми. В частности, Н.А. Короткова раскрывает такие способы, как тематическое планирование видов детской деятельности и мотивация с исп ...
Проблема формирования коммуникативных умений психолого-педагогической
литературе
Совершенствование дошкольного образования в качестве принципиальной составляющей предполагает гуманизацию всей совокупности отношений: ребенок - ребенок, ребенок - воспитатель, ребенок - родители и т.д. Переход к системе образования центрированной на ребенке, делает проблемы культивирования человеч ...
Подходы к изучению грамматики
Авторы обучающих методов ставили перед собой несколько вопросов: 1. Должны ли методы быть связаны с грамматической программой? 2. Должны ли грамматические правила быть ясными и точными? Разнообразные пути решения данных вопросов помогли отличить методики друг от друга. Зарубежный методист Scott Tho ...