Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Страница 1

Целью констатирубщего этапа педагогического эксперимента стало: выявление уровня развития экспрессивной лексики детей 6 г.ж. Обследование речи детей проводилось на базе дошкольного учреждения №14 г. Севастополя. В эксперименте принимали участие 2 группы дошкольников старшего возраста по 15 человек в каждой. {LINKS}

Для оценки уровня развития экспрессивной лексики у детей старшего дошкольного возраста в данной работе мы использовали диагностическую методику Ю.А. Руденко . При этом были определены показатели употребления в речи экспрессивной лексики.

К основным показателям употребления экспрессивной лексики мы отнесли следующие:

1. количество употребленных речевых экспрессивов (тропов) при описании сказочных событий;

2. эмоциональная экспрессивность высказывания.

Указанные показатели мы приняли за основу определения уровней употребления экспрессивной лексики по содержанию сказок.

Нами было условно выделено 4 уровня употребления экспрессивной лексики по смыслу сказок старшими дошкольниками. Дадим им краткую характеристику.

Высокий: при словесном описании сказочных героев и воспроизведении содержания сказок используют экспрессивную лексику сказок. Устные высказывания содержат 90–95% средств речевой экспрессии (эпитет, метафора, персонификация, повторы, гипербола, литота), имеющихся в сказке.

Достаточный: экспрессивные средства в речи используются, но не всегда. В речи фиксируется 85–80% экспрессивной лексики, имеющейся в сказке.

Средний: экспрессивные средства используют в речи лишь после напоминания. Для словесного описания используют 50–45% экспрессивной лексики (в основном, только после напоминания).

Низкий: не используют образные выражения в речи, даже, после напоминания. Экспрессивная лексика в речи отсутствует.

С целью выявления уровней употребления детьми экспрессивной лексики был разработан ряд заданий.

Для определения показателя количества употребленных речевых экспрессивов (тропов) при описании сказочных событий предлагались задание 1 и задание 2.

Для определения экспрессивности высказывания, предлагалось задание 3. Опишем их.

Задание 1. «Потерялась сказка»

Цель: Проявить умение употреблять экспрессивную лексику по смыслу сказки.

Форма общения: индивидуальная

Процедура выполнения. Детям предлагали наглядные изображения сказочных сюжетов и сказочных героев. Ребенку надо было отгадать, какие герои изображены на картинках, из каких они сказки и вспомнить слова, которыми они описаны в сказке.

Экспериментатор: «Ребята, сегодня ночью, в нашу группу проник злой волшебник и перепутал все наши любимые сказки. Ни один сказочный герой не может вернуться в свою сказку. Помогите им, пожалуйста».

Задание 2. «Какого цвета твоя сказка?»

Цель: Выяснить умение детей по собственному желанию использовать экспрессивную лексику при словесном описании.

Форма общения: личностно-групповая

Процедура выполнения. Экспериментатор сообщает: «Ребята, сегодня Вы будете рисовать любимые сказки. У вас у каждого на столах есть альбомные листы, карандаши, краски. А потом мы все вместе послушаем, что каждый из вас расскажет, о событии, которое он нарисовал и из какой сказки это событие».

Задание 3. Вспомни и расскажи.

Цель: Выяснить умение детей в процессе рассказывания сказки использовать языковые средства – тропы.

Форма общения: индивидуальная

Процедура выполнения: ребенку предлагали вспомнить свою любимую сказку и рассказать ее. Во время рассказа в индивидуальных протоколах отображались результаты использования в речи экспрессивной лексики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Организация образовательного процесса
3.1 Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Цели образовательного процесса: - расширение и углубление знаний обучающихся в отдельных областях науки, культуры и искусства; - выявление и развитие одаренных ...

Метод проектов в зарубежном и российском образовании
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "брос ...

Изучение представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни
Для изучения представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни нами был проведен эксперимент, в котором принимали участие учащиеся 11 классов МОУ СОШ №31 города Ишима и МОУ СОШ с. Аромашево. Эксперимент проводился в кабинетах школьных психологов при их участии. Цель исследования: ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru