Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников

Страница 4

Предлагаемые звери: петушок, мышка, медведь, журавль, кот, собака, лягушка, соловушка, свинья, гусь, и т.п.

Предлагаемые вопросы: В каких сказках живут эти зверята? Вспомните, что с ними происходило в сказках? Почему лисичка хитрая? В каких сказках она живет? С кем можно сравнить лисичку? Как в сказках называют волка? И т. п. {LINKS}

Показатель: использование в речи сравнений.

Задание 5. На кого я похож?

Цель: выяснить умение детей подбирать сравнения

Форма общения: индивидуальная

Порядок выполнения: экспериментатор предлагает ребенку ряд высказываний и предлагает завершить их.

Снег белый, как

Трава мягкая, будто

Мальчик маленький, как

Медведь неуклюжий, как

Лисица хитрая, как

Дедушка седой, будто

Девушка красивая, будто

Показатель: употребление в речи синекдохи

Задание 6. Толковый словарь сказочных героев

Цель: выяснить умение добирать синекдохи

Форма общения: индивидуальная

Порядок выполнения: экспериментатор читает ребенку имена сказочных героев. Ребенку предлагается ответить, почему о них так говорят. Ориентировочный перечень сказочных героев представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Толковый словарь сказочных героев

Имя сказочного героя

Прогнозируемый ответ

Котигорошек

Ивасик – Телесик

Жар – птица

Царевна лягушка

Соломенный бычок

Потому, что родился из горошины

Сделанный из дерева

Когда на нее смотришь, то становится жарко

Заколдованная в лягушку принцесса

Сделанный из соломы

Показатель: употребление в речи персонификаций

Задание 7. Могут ли звери говорить?

Цель: выяснить умение дошкольников употреблять в речи персонификацию.

Форма общения: индивидуальная

Порядок выполнения: экспериментатор называет животных, ребенок должен их очеловечить (персонифицировать).

Предлагаемые звери (лягушка, жаворонок, мышь, орел, змея, медведь, сокол, заяц, волк, свинья, собака и т.п.). Например: орел просит, змея вышла, лягушка говорит и т.п.

Показатель: употребление в речи гиперболы и литоты

Задание 8. Кто может больше, а кто меньше?

Цель: проявить умение употреблять в речи гиперболы и литоты

Форма общения: личностно-групповая

Порядок выполнения: экспериментатор: Дети, сегодня к нам в гости пришли сказочные герои, им нужно выполнить поручение, но они не знают как. (Дети вспоминают сказочный сюжет, уменьшая или увеличивая силу героя). Помогите им.

Предлагаемые герои (Орел, гусенок, царевна – лягушка, Котигорошек и т.п.)

Лексическая наполняемость устного продуцирования сказочного текста определялась на уровне процентного соотношения устных высказываний дошкольников.

4 критерий Использования в речи синтаксических средств

Показатель: употребление в речи повторов (эпифор)

Задание 9. Сказка возвращается

Цель: выяснить умение детей употреблять в речи эпифоры (повторы).

Форма общения: индивидуальная.

Порядок выполнения: пересказ сказочного текста с использованием повторов (без предыдущего напоминания).

Показатель: употребление в речи сказочных зачинов.

Задание 10. Как все начиналось?

Цель: выяснить умение использовать сказочные зачины в речи, понимать содержание сказочных высказываний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Понятие трудного ребенка в начальной школе
Трудные дети – широкое и неоднородное понятие. Это дети, которые встречают трудности в освоении теоретических знаний программного обеспечения. Ребенок, который понимает, что ему не удается то, что другим дается легко, чувствует себя униженным. Это влияет на его моральное состояние. Есть дети, котор ...

Индивидуальное развитие личности сироты
Говоря об индивидуальном развитии нельзя обойтись без научного термина «онтогенез». Онтогенез – индивидуальное развитие человека – процесс, во многом повторяющий историю вида: в пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве - социокультурный путь человечества. Разные ...

Делегирование полномочий
Делегирование полномочий – условия рациональной организации управления. Делегирование – это передача определенных функций, полномочий от вышестоящего руководства к нижестоящему. Делегирование полномочий часто натыкается на психологические преграды. Для эффективного делегирования нужны стимулы. Важн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru