Предлагаемые звери: петушок, мышка, медведь, журавль, кот, собака, лягушка, соловушка, свинья, гусь, и т.п.
Предлагаемые вопросы: В каких сказках живут эти зверята? Вспомните, что с ними происходило в сказках? Почему лисичка хитрая? В каких сказках она живет? С кем можно сравнить лисичку? Как в сказках называют волка? И т. п. {LINKS}
Показатель: использование в речи сравнений.
Задание 5. На кого я похож?
Цель: выяснить умение детей подбирать сравнения
Форма общения: индивидуальная
Порядок выполнения: экспериментатор предлагает ребенку ряд высказываний и предлагает завершить их.
Снег белый, как
Трава мягкая, будто
Мальчик маленький, как
Медведь неуклюжий, как
Лисица хитрая, как
Дедушка седой, будто
Девушка красивая, будто
Показатель: употребление в речи синекдохи
Задание 6. Толковый словарь сказочных героев
Цель: выяснить умение добирать синекдохи
Форма общения: индивидуальная
Порядок выполнения: экспериментатор читает ребенку имена сказочных героев. Ребенку предлагается ответить, почему о них так говорят. Ориентировочный перечень сказочных героев представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Толковый словарь сказочных героев
|
Имя сказочного героя |
Прогнозируемый ответ |
|
Котигорошек Ивасик – Телесик Жар – птица Царевна лягушка Соломенный бычок |
Потому, что родился из горошины Сделанный из дерева Когда на нее смотришь, то становится жарко Заколдованная в лягушку принцесса Сделанный из соломы |
Показатель: употребление в речи персонификаций
Задание 7. Могут ли звери говорить?
Цель: выяснить умение дошкольников употреблять в речи персонификацию.
Форма общения: индивидуальная
Порядок выполнения: экспериментатор называет животных, ребенок должен их очеловечить (персонифицировать).
Предлагаемые звери (лягушка, жаворонок, мышь, орел, змея, медведь, сокол, заяц, волк, свинья, собака и т.п.). Например: орел просит, змея вышла, лягушка говорит и т.п.
Показатель: употребление в речи гиперболы и литоты
Задание 8. Кто может больше, а кто меньше?
Цель: проявить умение употреблять в речи гиперболы и литоты
Форма общения: личностно-групповая
Порядок выполнения: экспериментатор: Дети, сегодня к нам в гости пришли сказочные герои, им нужно выполнить поручение, но они не знают как. (Дети вспоминают сказочный сюжет, уменьшая или увеличивая силу героя). Помогите им.
Предлагаемые герои (Орел, гусенок, царевна – лягушка, Котигорошек и т.п.)
Лексическая наполняемость устного продуцирования сказочного текста определялась на уровне процентного соотношения устных высказываний дошкольников.
4 критерий Использования в речи синтаксических средств
Показатель: употребление в речи повторов (эпифор)
Задание 9. Сказка возвращается
Цель: выяснить умение детей употреблять в речи эпифоры (повторы).
Форма общения: индивидуальная.
Порядок выполнения: пересказ сказочного текста с использованием повторов (без предыдущего напоминания).
Показатель: употребление в речи сказочных зачинов.
Задание 10. Как все начиналось?
Цель: выяснить умение использовать сказочные зачины в речи, понимать содержание сказочных высказываний.
Великая педагогика:
Психологические и индивидуальные особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст рассматривается нами как период становления субъекта учебной деятельности, как переход от детской готовности стать школьником к детской учебной самостоятельности, которая позволяет решать доступные этому возрасту интеллектуальные задачи. При этом самостоятельность младшего ...
Художественно-педагогический потенциал уроков тематического рисования как
средства приобщения школьников к национальной культуре
Предметный мир, окружающий человека, всегда несет на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Общество, в котором мы живем, должно заботиться об образованности подрастающего поколения, стремиться приобщать молодежь к ценностям культуры и искусства народа, формировать активную жизненную ...
Теоретические основы современных технологий в образовании
Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное — методам по ...