Взаимосвязь мотивов учения и успешности учебной деятельности

Страница 12

Выявленная корреляционная связь (коэффициент линейной корреляции Пирсона) между учебной успеваемостью учеников четвертого класса и уровнем их интеллекта r = 0,34 (умеренная связь) при критическом значении коэффициента корреляции р0,05 = 0,45 и р0,01 = 0,52. Показатель корреляционной связи между учебной успеваемостью и уровнем учебной мотивации равен r = 0,557, выше чем предыдущий показатель, а значит более сильная связь существует между учебной успеваемостью и мотивом, чем между учебной успеваемостью и уровнем интеллекта. {LINKS}

Знание ведущих мотивов учения учащихся 2-х, 3-х и 4-х классов позволяют выявить динамику их изменений на протяжении обучения в начальной школе. Ведущие мотивы учения учащихся начальной школы представлены в таблице 3.16.

Таблица 3.16

Динамика мотивов учения

Мотивы

2 класс

3 класс

4 класс

1

Получения хорошей оценки

5%

25%

15%

2

Социальный

10%

-

10%

3

Познавательный

25%

20%

35%

4

Перспективный

10%

-

15%

5

Личностного роста

-

-

5%

6

Получение похвалы учителя

5%

-

-

7

Желание порадовать родителей

20%

20%

10%

8

Избегания наказания

-

-

-

9

Мотив не сформирован

25%

35%

10%

Для наглядности представим динамику мотивов учащихся начальных классов в виде диаграммы 1.

На диаграмме видно, что:

- у значительного числа учеников начальной школы ведущий мотив учения не сформирован вообще;

- от 2-го к 4-ому классу повышаются внутренние мотивы (познавательный и перспективный), в то время как снижаются внешние мотивы (желания порадовать родителей и получения похвалы учителя);

- у учеников 4-го класса появляется мотив личностного роста.

Динамика мотивов учения школьников

Рис. 1.

Таким образом, в процессе учебной деятельности и по мере ее освоения у младших школьников происходит изменение ведущих мотивов учения.

Уровень школьной мотивации учеников также изменяется от 2-го к 4-му году обучения (таблица 3.17).

Таблица 3.17

Уровень школьной мотивации

Уровни школьной мотивации

2 класс

3 класс

4 класс

1

Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации

2

Второй уровень - хорошая школьная мотивация

15%

15%

10%

3

Третий уровень - положительное отношение к школе

75%

10%

30%

4

Четвертый уровень - низкая школьная мотивация

10%

55%

45%

5

Пятый уровень - негативное отношение к школе

20%

15%

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Великая педагогика:

Среднее образование
После получения начального образования учащиеся проходят национальное тестирование и в зависимости от его результатов продолжают обучение в средней школе по одному из трех направлений: - подготовительное среднее образование (MAVO) – 4 года; - общее среднее или предуниверситетское образование (HAVO) ...

Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие фа ...

Методика эксперимента
До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебно-воспитательный пр ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru