Еще нагляднее это видно на диаграмме (рис. 2.).
Так, у большинства учеников второго класса (75%) доминирует положительное отношение к школе, что вполне понятно: домашние задания еще небольшие по объему и сложности, детям только в этом полугодии стали ставить оценки за выполненную работу, которые они воспринимают как внимание учителя к себе. В третьем классе у значительной части детей (20%) положительное отношение к школе изменяется на отрицательное, у многих снижается уровень мотивации. Все больше детей проявляет низкий уровень мотивации столкнувшись с трудными буднями учебной деятельности. К четвертому классу все заметнее становится дифференциация детей по уровню школьной мотивации. Для тех учеников, которые уже освоили учебную деятельность, школа вновь становится привлекательной. {LINKS}
Обращает на себя внимание тот факт, что ученики начальных классов не выявили высокого уровня школьной мотивации, по-видимому, она складывается несколько позже уже в среднем звене школы.
Протестировав по шкале общего интеллекта учеников 2-4 классов и сопоставив данные тестирования с данными об уровне учебной успеваемости, было выявлено, что никакой значимой связи интеллекта со школьной успеваемостью не обнаружено (таблица 3.18).
Таблица 3.18
Показатели корреляционных связей
Наличие корреляционной связи между интеллектом и школьной успеваемостью |
Наличие корреляционной связи между мотивом учения и школьной успеваемостью | ||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
0,144 |
0,178 |
0,34 |
0,685, |
0,689 |
0,557 |
* р £ 0, 05
Показатель корреляционной связи между учебной успеваемостью и уровнем учебной мотивации выше, чем предыдущий показатель, а значит, более сильная связь существует между учебной успеваемостью и мотивом, чем между учебной успеваемостью и уровнем интеллекта.
Данные исследований позволяют с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация оказывает большее влияние на школьную успеваемость, чем уровень интеллекта и каким–бы школьник не был способным, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется.
Гипотезы, выдвинутые в начале исследования нашли свое подтверждение в данной работе.
Рассмотрев проблему влияние мотивов учения на успешность учебной деятельности младших школьников, было выявлено:
Мотивация учебной деятельности является многогранной проблемой и рассматривается различными авторами по-разному.
Учебная деятельность школьника побуждается не одним мотивом, а целым комплексом разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Мотивы учения формируются в процессе учебной деятельности. Формирование мотивов происходит постепенно, и у некоторых учеников начальной школы ведущий мотив учения не сформирован. Количество учеников с несформированными мотивами учения уменьшается от 2- го класса к 4-ому, и в 4-ом классе составляет около 10 % от общего числа учащихся.
Исследование показало, что от 2-го к 4-ому классу повышаются внутренние мотивы: познавательный и перспективный, в то время как снижаются внешние мотивы: желания порадовать родителей и получения похвалы учителя.
Изменяется отношение мотива к содержанию учебной деятельности. Так, к третьему классу у каждого пятого ученика положительное отношение к школе изменяется на отрицательное.
Великая педагогика:
Понятие морфем
Морфема – это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова. Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материаль ...
Использование диалогов на уроках иностранного языка
Говорение – продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности (РД), посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид РД характеризуется следующими важнейшими ...
Методика преподавания элементов теории
вероятностей
В теории вероятностей понятие «событие» неразрывно связано с теоретико-множественными представлениями. В частности, по определению, под событием понимается любое подмножество множества элементарных исходов. Следовательно, для корректного введения определения этого понятия необходимо, чтобы учащиеся ...