Методика использования предметно-развивающей среды как средство экологического воспитания

Педагогическая информация » Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста » Методика использования предметно-развивающей среды как средство экологического воспитания

Страница 3

Для наблюдений и ухода на 6 участках детского сада построены вольеры для животных, которых берут из городского Клуба любителей природы (кроликов, гусей, уток, лесных птиц и т.д.) Отношение к миру животных складывается, прежде всего, через отношение к животным, находящихся рядом. У детей формируется готовность активно участвовать в создании необходимых условий для жизни живых существ, что поможет привести детей к пониманию защиты их естественной среды.

Создание предметно-развивающей среды способствует развитию творческих способностей, помогает овладению различным способам исследовательской деятельности, стимулирует потребности в познавательной деятельности. Данный опыт показывает, что создание насыщенной развивающей здоровой экологической среды благотворно сказывается на духовном, физическом, нравственном развитии детей и способствует становлению основ культуры ребёнка.

Таким образом, речь идет о формировании экологической культуры, как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых её интеллектуальной эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.

Процесс воспитания экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса.

Рассмотрим учебно-методическую разработку организации экологической недели «В союзе с природой» О.А. Скорынина. Автором предложена учебно-методическая разработка по организации экологической недели для детей дошкольного возраста, дающая возможность эффективно построить экологическую работу в ДОУ. Праздник – одно из самых важных событий и в жизни детского сада. Идея разработки такой недели основывается, прежде всего, на желании расширить понятие «экологическое образование» применительно к ДОУ.

В настоящее время роль экологического образования стремительно растет. Экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Необходимо, чтобы экологическое образование детей превратило экологическое сознание и экологическое поведение из общественного эталона в осознанную индивидуальную потребность каждого ребенка. На основе осознания личной ответственности за состояние окружающей среды ребенок сможет: усвоить определенную систему ценностей; раскрыть взаимосвязь своей жизни, своего здоровья от состояния окружающей среды; повысить адаптивность к факторам природной среды; иметь осознанно-правильное отношение к природе.

Праздник как форма работы с детьми наиболее ярко и интересно может раскрыть основные приоритеты экологического образования: формирование системы элементарных экологических знаний; формирование умений и навыков экологически грамотного поведения в природе; формирование системы ценностных ориентаций. Основная цель экологической недели – показать детям целостность окружающего мира, неразрывность связи человека с природой. А атмосфера праздника помогает осуществить эту цель на фоне высокого эмоционального подъема и радостного настроения детей.

Особенность экологической недели как формы праздника состоит в том, что она одновременно проводится для детей старшей и подготовительной групп и длится в течение недели. Экологическую неделю можно устраивать не только к празднованию Дня Земли, учитывая многокомпонентность понятия «экология», эти мероприятия можно проводить раз в квартал. Экология охватывает большой спектр интересов и увлечений ребенка: животный мир, природные изменения, климатические зоны и т.д.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Нами были выделены важнейшие показатели сформированности экологической культуры дошкольника:

проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;

готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;

потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении;

эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития нормальных детей. Как правило, наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность (что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности ...

Формирующие потоки
У словием формирования самоорганизующихся структур является наличие формирующих потоков. В образовании мы отмечаем следующие типы потоков: информационные (степень коммуникативности), ресурсные (время, финансы, кадры и материальное обеспечение). В свою очередь управление процессом самоорганизации мо ...

Урок – ролевая игра
Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем: Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации. Ролевая игра обладает большими возможностями мотив ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru