Методика использования предметно-развивающей среды как средство экологического воспитания

Педагогическая информация » Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста » Методика использования предметно-развивающей среды как средство экологического воспитания

Страница 1

Одним из важнейших культурообразующих компонентов среды жизни дошкольника является экологический компонент. Под «экологией детства» можно понимать организацию такого образовательного пространства, которая бы сохраняла истинно человеческую гуманитарную составляющую в развитии ребёнка. Основа экологической культуры как часть базисной личности культуры ребёнка формируется в дошкольном возрасте. Первой ступенью организации экологического образования должен стать детский сад, т.к. именно в детском возрасте ребёнок делает «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий его потенциальные возможности. {LINKS}

Методику использования предметно-развивающей среды можно рассмотреть в статье воспитателей детского сада г. Ярославля Н.А. Шининой и И.Ю. Свиридовой.

Для формирования у детей начал экологической культуры коллектив детского сада определил следующие задачи:

развитие здорового ребёнка в экологически чистой среде;

формирование элементов экологического сознания;

выработка активной гуманистической позиции по отношению к окружающей среде;

воспитание положительного действенного отношения к природе;

пропаганда экологической культуры среди родителей.

Предметно-развивающая среда экологического образования детей должна отвечать принципам интеграции, обогащённости, наукоёмкости, полифункциональности, требованиям эстетики и современного дизайна, соответствие возрасту детей и критериям функционального комфорта. Экологические центры в группах данного детского сада включают в себя живые объекты, мини-лабораторию, разнообразные экологические макеты: элементы музея, художественные средства и т.д. Главная особенность такого центра – непосредственная близость его объектов к детям, что позволяет воспитателю организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего, длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, выращивание.

При подборе растений учитываются следующие аспекты: географический – представители различных континентов, географических зон; экологический – растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые). Интересны для наблюдения и оздоровления коллекции гераней, хвойников и т.д. Прекрасное средство формирования у дошкольников представлений о росте и размножении растений, о значении света, тепла, почвы в их жизни – это «Живые макеты», выращивание и уход за растениями в небольших ёмкостях с землёй, посвященные каким-либо сюжетам («Дюймовочка», «Колобок», «Три поросёнка» и т.д.).

Большое внимание уделяется тому, чтобы спровоцировать ситуацию удивления, открытия (цветение ирисов, гиацинтов и др.). Ценным психотерапевтическим средством является «Столик удивления». Детям предлагается всевозможный природный материал (песок, камни, ракушки, веточки и т.д.), из которого они создают природные «сюжеты».

Лаборатории в группах созданы для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).

Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично развивающаяся среда пребывания. Окружение должно воспитывать хороший вкус, создавать уют, ощущение защищенности.

Перспективным моделированием и проектированием такой среды в данном детском саду занимается творческая группа «Дизайн центр», в которую вошли специалисты и воспитатели. Дизайнерская деятельность включает: разработку единого стиля, создание проектов групп и помещений, создание декоративных композиций совместно с детьми и включение их в интерьер детского сада. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет комфортная, насыщенная лечебными средствами развивающая среда на территории детского сада, которая обеспечивает широкие возможности для игры и различных видов содержательной экологически ориентированной деятельности детей. Контакт с природой, её эмоциональное, эстетическое восприятие являются средством поддержания и восстановления психологического благополучия ребёнка. Растения способствуют улучшению качества городской среды, выполняют такую важную функцию, как формирование атмосферы, т.е. поддержание в ней определённого количества кислорода. С 2003 года началась целенаправленная работа по созданию ландшафтно-музейного парка на территории детского сада. Автор проекта ландшафтный архитектор Татьяна Георгиевна Евфратова. Формирование ландшафтной композиции рассматривается не как цель, а как способ решения оздоровительных и педагогических задач на высоком художественном уровне, на основе интегрированного деятельностного и творческого подхода к работе с детьми в условиях детского сада компенсирующего вида. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции. Экологическая тропа включает в себя 18 видовых точек, в их числе:

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Инновационные учебные заведения
Новшества могут применяться как к решению отдельных вопросов, так и к работе образовательных учреждений в целом. Различают функционирующий (пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развития учреждения, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных со ...

Анализ использования в начальной школе активных методов обучения
Учителя гимназии №1 взяли на себя очень трудную задачу: формировать и реализовывать образование повышенного уровня, сохраняя при этом индивидуальный подход. Мои эксперименты связаны с индивидуальным развитием каждого учащегося. Когда мы пришли на практику в гимназию №1 в 3 «в» класс, я сразу попрос ...

Уроки-диалоги в школе
Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Понятие «диалог», применяемый в обучении, используется в трех смы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru