Методы адаптивного воспитания школьников с умственной отсталостью легкой степени

Педагогическая информация » Формирование навыков бега и быстроты движений у школьников с умственной отсталостью легкой степени » Методы адаптивного воспитания школьников с умственной отсталостью легкой степени

Страница 3

После анализа учебной и методической литературы и определения базы исследования, были определены контингент исследуемых, цели, задачи и методы экспериментального исследования.

Исследование проводилось на базе детского психоневрологического интерната г. Минска. В интернате обучаются дети от 6 до 18 лет с умственной отсталостью различных степеней. Для школьников с умственной отсталостью легкой степени уроки физического воспитания проводятся 2 раза в неделю по 40 минут, основной задачей которых является удовлетворение потребности школьников в двигательной активности. В процессе физического воспитания учащиеся получают элементарные знания о строении и названиях частей тела, названиях и способах применения спортивного инвентаря, пространственной ориентировке. На занятиях используются общеразвивающие упражнения с предметами и без, прикладные виды упражнений – ходьба, бег, прыжки, ползания, лазания, метания. В занятиях используется много имитационных упражнений и широко применяется игровой метод. В процессе учебного дня проводятся физкультминутки и организованная подвижная перемена. Кроме этого по назначению врача школьники посещают 1 раз в неделю занятия лечебной физической культурой. В интернате 2 раза в год проводятся дни здоровья, регулярно пешие прогулки, игры на свежем воздухе.

В эксперименте приняли участие 12 учащихся интерната в возрасте 10-11 лет, имеющих умственную отсталость легкой степени. Они были разделены на две группы по 6 человек. Контрольная группа занималась по обычной программе, экспериментальная группа дополнительно к общей программе физкультурно-оздоровительных мероприятий посещала занятия по разработанной нами коррекционно-развивающей методике, направленной на формирование навыка бега и быстроты движений. Занятия проводились в течение 3 месяцев (март-май 2008 г.) 1 раз в неделю по 40 мин. Всего было проведено 15 занятий. Место проведения занятий варьировалось в зависимости от настроения учащихся и погодных условий и проводилось или в зале ЛФК с музыкальным сопровождением, или в спортивном зале, или на игровой площадке.

В содержание занятия входили:

в вводной части – перестроения, строевые упражнения, ходьба и её разновидности, общеразвивающие упражнения без предметов, в движении и на месте, дыхательные упражнения;

в основной части для коррекции и формирования навыка бега у школьников с умственной отсталостью легкой степенью использовались следующие физические упражнения:

бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного), который направлен на стимуляцию дыхательной и сердечнососудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координацию движений рук и ног;

«бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа – коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания;

бег «змейкой», не задевая предметов; то же вдвоем, держась за руки, направлен на развитие ориентировки в пространстве, равновесие, согласованность движений;

бег по прямой по узкому (30-35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками и т.п.) способствует формированию прямолинейности движений, ориентировки в пространстве, стимуляции дыхательной и сердечнососудистой систем;

бег с подскоками, направлен на формирование ритма движений, соразмерности усилий;

бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки, направлен на развитие скоростных качеств, оказывает стимулирующее действие на дыхательную и сердечнососудистую системы;

бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик), способствует координации движений, соразмерности усилий, развитию скоростно-силовых качеств;

бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом, скакалками), развивает способность к дифференцировке усилий и длины шага;

бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка – дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, развитие воображения;

бег медленный в чередовании с ходьбой (5-10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями, направлен на развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечнососудистой системы, укрепление мышц стопы;

«Челночный бег» – бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей), формирование ориентировки в пространстве, мелкой моторики, соразмерности усилий, скоростных качеств, ловкости, устойчивости вестибулярного аппарата.

бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, другая назад, руки в стороны), направлен на развитие быстроты двигательной реакции, быстроты переключения, координации движений, устойчивости вестибулярного аппарата;

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи
У дошкольников с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Дети с речевыми нарушениями медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после ...

Понятие трудного ребенка в начальной школе
Трудные дети – широкое и неоднородное понятие. Это дети, которые встречают трудности в освоении теоретических знаний программного обеспечения. Ребенок, который понимает, что ему не удается то, что другим дается легко, чувствует себя униженным. Это влияет на его моральное состояние. Есть дети, котор ...

Понятие здорового образа жизни и его составляющие
Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового обра ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru