Сравнительный анализ процессов социализации детей в благополучных и неблагополучных семьях

Педагогическая информация » Особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи » Сравнительный анализ процессов социализации детей в благополучных и неблагополучных семьях

Страница 4

Если в благополучных семьях дети успешно проходят процесс социализации, у них правильно формируется сознание, мировоззрение, они становятся полноправной личностью, то в неблагополучных семьях дети, как правило, имеют достаточно очевидные отклонения как во внешнем облике, так и в личностном развитии. Особенности внешнего вида детей не всегда возможно дифференцировать по конкретным типам семейного неблагополучия, однако их принадлежность к такого рода семьям не вызывает сомнения. В большинстве неблагополучных семей, независимо от типа, у детей наблюдаются: дефицит массы тела, отставание в росте, гигиеническая запущенность и, как следствие, кожные болезни разной этиологии, голодные глаза, затравленный вид, различные хронические и инфекционные заболевания. Что же касается личностного развития, то дети из неблагополучных семей в основном страдают от умственной деградации, пограничных форм нарушения интеллекта, задержки психического развития, социальной дезадаптации, у большинства из них преобладают такие особенности личности, как агрессия, нетерпимость, конфликтность, культ насилия, механизм уголовного подражания, у некоторых низкая самооценка и отсутствие стремления к достижениям, эмоциональна я неразвитость, замкнутость, виктимность, суицидальные попытки. {LINKS}

Таким образом, в зависимости от благополучия или же неблагополучия семьи в корне зависит социализация ребенка, его развитие, станет ли он полноценной личностью, достойная жить в обществе, или же будет изгоем с большим количеством заболеваний и неисчисляемым количеством душевных травм.

Неблагополучная семья характеризуется низким социальным статусом в различных сферах жизнедеятельности, снижением адаптивных возможностей, вследствие чего не выполняются или игнорируются семейные функции, появляются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. В неблагополучной семье происходит десоциализация ребенка, в ходе которой он утрачивает социальный опыт и ценности, присущих обществу.

Существует две большие группы неблагополучных семей, каждая из которых включает несколько разновидностей: семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов; семьи, со скрытой формой неблагополучия, образ жизни которых не вызывает беспокойства со стороны общественности, но ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими, что сказывается на нравственном развитии и личностном формировании детей, воспитывающихся в таких семьях.

Формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического, социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная деятельность.

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. В неблагополучной семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Жизнь в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.

При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах
Во многих регионах Российской Федерации в последнее время начали образовываться так называемые «народные» школы. Главные принципы народной школы: Принцип открытости. Народная школа - открытая образовательная система. Принцип культуросообразности - гуманистическая основа народной школы. Реализация п ...

Профессиональное воспитание специалиста по социальной работе
Процесс становления специалиста – сложный, непрерывный процесс проектирования личности. Неотъемлемой частью этого процесса является осведомленность личности о своей будущей профессии, которая способствует развитию активности студента, формированию мотивационной установки в профессиональном обучении ...

Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям
Выражение « Одаренный ребенок» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одаренным. Если у ребенка необыкновенно быстрый темп умственного развития, вполне правомерно назвать его н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru