Сравнительный анализ процессов социализации детей в благополучных и неблагополучных семьях

Педагогическая информация » Особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи » Сравнительный анализ процессов социализации детей в благополучных и неблагополучных семьях

Страница 4

Если в благополучных семьях дети успешно проходят процесс социализации, у них правильно формируется сознание, мировоззрение, они становятся полноправной личностью, то в неблагополучных семьях дети, как правило, имеют достаточно очевидные отклонения как во внешнем облике, так и в личностном развитии. Особенности внешнего вида детей не всегда возможно дифференцировать по конкретным типам семейного неблагополучия, однако их принадлежность к такого рода семьям не вызывает сомнения. В большинстве неблагополучных семей, независимо от типа, у детей наблюдаются: дефицит массы тела, отставание в росте, гигиеническая запущенность и, как следствие, кожные болезни разной этиологии, голодные глаза, затравленный вид, различные хронические и инфекционные заболевания. Что же касается личностного развития, то дети из неблагополучных семей в основном страдают от умственной деградации, пограничных форм нарушения интеллекта, задержки психического развития, социальной дезадаптации, у большинства из них преобладают такие особенности личности, как агрессия, нетерпимость, конфликтность, культ насилия, механизм уголовного подражания, у некоторых низкая самооценка и отсутствие стремления к достижениям, эмоциональна я неразвитость, замкнутость, виктимность, суицидальные попытки. {LINKS}

Таким образом, в зависимости от благополучия или же неблагополучия семьи в корне зависит социализация ребенка, его развитие, станет ли он полноценной личностью, достойная жить в обществе, или же будет изгоем с большим количеством заболеваний и неисчисляемым количеством душевных травм.

Неблагополучная семья характеризуется низким социальным статусом в различных сферах жизнедеятельности, снижением адаптивных возможностей, вследствие чего не выполняются или игнорируются семейные функции, появляются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. В неблагополучной семье происходит десоциализация ребенка, в ходе которой он утрачивает социальный опыт и ценности, присущих обществу.

Существует две большие группы неблагополучных семей, каждая из которых включает несколько разновидностей: семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов; семьи, со скрытой формой неблагополучия, образ жизни которых не вызывает беспокойства со стороны общественности, но ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими, что сказывается на нравственном развитии и личностном формировании детей, воспитывающихся в таких семьях.

Формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического, социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная деятельность.

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. В неблагополучной семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Жизнь в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.

При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Проблемы изучения орфографии в начальной школе
«Мне могут сказать: истина – истинная наука о языке – недоступна детям; но, во-первых, истину всегда можно сделать доступной и удобопонятной – стоит только самому хорошенько понять ее, а во-вторых, это все равно что сказать: если детям не доступно, что 2х2= 4, то учите их, что 2х2=5, или так как тр ...

Характеристика содержания курса математики 5-6 классов
Курс математики 5-6 классов - важное звено математического образования и развития школьников. Курс математики 5-6 классов представляет собой органическую часть всей школьной математики. Поэтому основным требованием к его построению является структурирование содержания на единой идейной основе, кото ...

Подвижные игры различной направленности
выносливость скоростно-силовые быстрота коорди-национные комплексные Мяч от стены Создавай круг Накорми птиц Загони шайбу Косарь Опасная прогулка Отними ленту! Угадай погоду Бросай первым Карусели Прыжок за прыжком Кто больше осилит! Кому, что надо Попади в цель Конек-горбунок Догони! Помоги, друг! ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru