Сравнительный анализ процессов социализации детей в благополучных и неблагополучных семьях

Педагогическая информация » Особенности социализации ребенка из неблагополучной семьи » Сравнительный анализ процессов социализации детей в благополучных и неблагополучных семьях

Страница 1

Семья с социологической точки зрения - малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью;

с юридической - объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.

Посысоева Н.Н. в рамках психологического подхода рассматривает семью как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями.

Мардахаев Л.В. Рассматривает семью как социокультурный феномен, играющий особую роль в социализации, социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее общества.

По Мудрику А.В. семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой .

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Ученые разделили все семьи на две большие категории: благополучные семьи и неблагополучные семьи.

Благополучная семья - понятие очень условное. Это такая семья, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи Василькова Т.А. относит:

• репродуктивную — биологическое воспроизводство населения;

• воспитательную — социализация молодого поколения;

• хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

• экономическую — получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

• социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

• духовного общения — духовное обогащение каждого члена семьи;

• социально-статусную — предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

• досуговую - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

• эмоциональную — осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Семейный психотерапевт Д. Фримен излагает свою точку зрения. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:

• обеспечение выживания;

• защита семьи от внешних повреждающих факторов;

• забота членов семьи друг о друге;

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Психология лиц с умственной отсталостью
Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж.Эскироль, Э.Сеген, Ф. Гальтон, А.Бине, Э.Крепелин, Дж.Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевн ...

Диагностика склонности подростков к наркомании
По мнению Короленко Ц.П. профилактическая работа начинается социальным педагогом с изучения состояния данной проблемы в теории, практике и конкретном образовательном учреждении. Социальному педагогу школы в этом помогут существующие методы исследования. Перед началом проведения исследования необход ...

Мотивация изучения математических понятий
Начальным этапом формирования понятий является мотивация. Сущность этого этапа заключается в подчеркивании важности изучения понятия, в побуждении школьников к целенаправленной и активной деятельности, в возбуждении интереса к изучению понятия. Мотивация может осуществляться как по средствам привле ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru