Социальная работа основана на принципе участия клиента и сотрудничества с ним.
Социальная работа основана на принципе самоопределения клиентов. Соответственно она основана на принципе сведения к минимуму какого-либо принуждения.
Социальная работа несовместима прямо или косвенно с поддержкой отдельных лиц, групп, политических сил или властных структур, подавляющих своих граждан, использующих терроризм, пытки и подобные жестокие средства. {LINKS}
Отдельные социальные работники принимают оправданные с точки зрения этики решения и придерживаются их независимо от того, выработаны или нет в их ассоциациях коллективные ориентиры и кодексы этики.
Макроуровень ценностей социальной работы обосновывает конкретные действия социального работника в пределах своей профессиональной компетентности и определяет его ответственность перед клиентами, коллегами, перед профессией. Так, в документа « Этика социальной работы: принципы и стандарты», в разделе «Международные этические стандарты социальной работы» основой для которого стал «Международный кодекс этики профессионального социального работника» , принятый МФСР в 1976 году выделены 5 групп этических стандартов:
Стандарты этического поведения. Общие положения. Данный раздел утверждает следующие требования к поведению социального работника: стремиться понять уникальность каждого человека, и те условия, которые определяют его поведение; социальный работник должен утверждать профессиональные ценности, совершенствовать свои знания, навыки; не переоценивать свои личные и профессиональные возможности; выявлять социальные нужды людей и давать им объяснение; в доходчивой форме разъяснять все свои установки или действия в качестве частного лица, а также в качестве представителя профессиональной ассоциации.
Взаимоотношения с клиентами. Основными положениями данного раздела являются то, что интересы клиента для социального работника должны стаять на первом месте; необходимо ценить и уважать личные устремления, инициативу и индивидуальные особенности клиента; оказывая помощь клиенту необходимо стремиться к развитию его собственных потенциальных возможностей; необходимо отстаивать право клиентов на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность.
Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен : уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации; информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использовании; получить согласие клиента на печатание, запись разговоров.
Взаимоотношения с агентствами и организациями. В данном разделе обращается внимание на следующие этические требования к социальному работнику: работать с теми агентствами и организациями, чья политика и практика направлены на оказание компетентной помощи клиента и поддержку профессиональной социальной работы, не противоречащей этическим принципам МФСР; с ответственностью относиться к целям и задачам агентства, вносить свой вклад в разработку социальной политики, методики социальной работы; ответственно относиться к судьбе клиента; предоставлять профессиональный отчет клиенту об эффективности социальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств, а также самоанализ личной деятельности.
Взаимоотношения с коллегами. Здесь выделены такие требования как: относитесь с должным уважением к профессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов; защищайте коллег от несправедливых нападок; уважительно относитесь к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов; способствуйте получению и распространению среди коллег по профессии, добровольцев знаний и навыков с целью взаимного совершенствования.
По отношению к профессии: отстаивайте ценности, знания, методологию профессии, вносите вклад в их популяризацию; повышайте профессионализм социальной работы; защищайте профессию от несправедливой критики и делайте все возможной, чтобы укрепить веру в необходимость нашей профессии; давайте конструктивную критику профессии, ее теории , методов и практики.
Нарушение профессиональных норм или ошибки, обычно расцениваемые как халатность, трактуются как «нарушение профессиональных норм вследствие беспечности, профессиональной некомпетентности или с заранее обдуманным намерением». Социальные работники могут преследоваться в судебном порядке за нарушение принципа конфиденциальности, недонесение о подозрении на плохое обращение с детьми, или пожилыми людьми; невнимание к таким актам как злоупотребления, словесное оскорбление и угроза физического насилия, незаконное ограничение свободы.
Великая педагогика:
Совершенный человек как цель народного воспитания
Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общу ...
Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...
Классификация методов активного обучения
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: 1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; 2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных; 3) установить ...