Значение христианства для воспитания в период поздней империи

Педагогическая информация » Воспитательные идеи Римской империи » Значение христианства для воспитания в период поздней империи

Страница 1

Новая христианская образованность (а не религия сама по себе) родилась вначале из смешения иудейских и христианских понятий, идей и преданий с падавшей языческой поэзией, древним красноречием, превратившимся потом в бессодержательное фразерство, и с греко-римской философией, исказившеюся в диалектику и мистицизм. Все более жизненные элементы древней языческо-еврейской цивилизации получили новую окраску и переработались под влиянием всеобъемлющей христианской идеи, заключающейся в откровенной религии Христа и в творениях главнейших отцов церкви. "Христианство - это религия вочеловечившегося Бога и обожествленного человека, религия искупления и примирения человечества с Божеством в духе вечной, абсолютной истины". В постижении этой истины заключается вся сущность отношений между Богом и человеком. Истинное познание мира и самого себя начинается познанием единства божественной и духовной человеческой природы и значения воплощения Бога как вечной истины. Точно так же и принцип истинного воспитания может быть понят лишь тогда, когда должным образом понят будет человек в его достоинстве и значении. В язычестве человек значил только как средство для других, посторонних практических целей, как, например, для государства, и уважался лишь настолько, насколько он был полезен для государства, отечества, касты, сословия в т. д. По христианской же идее абсолютное достоинство человека заключается прежде всего в нем самом, так как в человеке, созданном по образу и по подобию Божию, непрестанно пребывает сам Бог, так как он, по божественному происхождению своему, ближайшей задачей себе ставит сознательное уподобление себя Богу. {LINKS}

По духу этой истины, человек имеет право на уважение уже потому, что он человек, сознаваемый в качестве разумно самостоятельной, Богом признанной личности, и все человечество является единым нравственным целым, члены которого взаимно связаны между собой узами любви и справедливости. Перед Богом, как перед общим Отцом, все люди равны; этим стирается грань между господином и рабом, мужем и женой и т. д., так как эти естественные различия не определяют более истинного достоинства человека как самостоятельной личности, одаренной свободной, разумной волей.

Сообразно с этим христианским принципом, вместе с жизнью глубже понимается и воспитание, изменившееся соответственно своей истинной сущности. У дохристианских народов задача воспитания определялась вообще национальностью - в христианстве же общим ее определением служит человечность. Главная цель, которую поставляет себе христианская педагогика, есть подражание и последование Христу, одинаково обязательное и одинаково доступное для всех наций, и состояний, и для обоих полов. В этом заключается весь глубокий смысл, вся победоносная сила христианства, которая привела его к торжеству в борьбе с блестяще образованными защитниками язычества, прибегавшими также ко всевозможным кровавым насилиям языческого фанатизма.

К V в. христианство почти вытеснило язычество из Римской империи, и церковь стала значительной исторической силой. Лучшие представители Римской империи начали посвящать себя служению церкви, занимая высшие духовные должности, обращаясь к писательской деятельности на пользу новой религии, устраивая благотворительные учреждения, выступая против притеснения чиновников и ходатайствуя за обиженных. Все это поднимало нравственный авторитет церкви. В то время как Римское государство разлагалось, церковь обогащала и укрепляла свою внутреннюю организацию.

В результате проведения данной работы нами были поставлены и выполнены следующие задачи: был проведен анализ материала по данной проблеме исследования, его структуирование и систематизация; выявлены два важнейших периода, а вместе с тем и две основные идеи в истории римского образования и воспитания: дохристианский период – характеризующийся национализацией образования, сугубо практический и авторитарно-жестокий этап развития античного просвещения (идея практического языческого воспитания) и раннехристианский период – поражающий возвышенностью своего нравственного учения и благодетелью (христианская идея воспитания). В работе освещена деятельность римских мыслителей в образовании. Предпочтение семейного воспитания у Катона и Плутарха, нравственное воспитание у Цицерона, практицизм обучения у Квинтилиана. Выявлена приемственность многих концепций воспитания из греческой культуры. Показана сущность воспитания в Римской империи и охарактеризованы его основные составляющие: семья, как основной институт воспитания, с огромной ролью матери – хранительницы домашнего очага и отца, под воздействием которого формировались все важнейшие нравственные и патриотические качества будущих граждан свободного Рима; школа, как развивающаяся структура от эллинистической системы семи свободных искусств до христианских учреждений; детально показано формирование христианского мировоззрения в воспитании от первых общин до создания собственных христианских, изначально сугубо религиозных, а затем и широкопрофильных школ. В работе также освещено значение христианской религии в воспитании и образовании на этапе заката империи, где выявлены значительные достижения духовно-нравственного характера.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Изучение сформированности творческой активности у учащихся подросткового возраста
Экспериментальное исследование проводилось на бае Апастовской средней школы. В исследовательской работе приняли участие 49 учащихся 6-7 классов. Исследование проводилось в течение 2007-2009 учебного года в естественных условиях, в 4 этапа: На первом этапе (декабрь 2007г. - февраль 2008 г.) исследов ...

Мотивация изучения алгоритмов
Понятие «алгоритм» является основным, неопределяемым. Сущность его на содержательно-интуитивном уровне может быть описана следующим образом: алгоритм – понятное предписание, указывающее, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить с данными, чтобы решить задачу данного типа. Дл ...

Определение задачи. Классификация и функции задач в обучении
Учебные математические задачи являются очень эффективным и часто незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики. Велика роль задач в развитии математического мышления и в математическом воспитании учащихся, в формировании у них умений и навыков в практическом ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru