Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике

Педагогическая информация » Нравственные идеалы в народной педагогике » Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике

Страница 1

Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствует нравственному воспитанию. Важная особенность этнопедагогики - ее природосообразность, возникает благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому. {LINKS}

Народные игры, способствуя интеллектуальному и физическому развитию, несли в себе определенный нравственный потенциал. В играх в значительной степени нашли отражение национальные особенности, хозяйственно-бытовой уклад, мировоззрение народа, они тесно связаны с исторической судьбой этноса. Все это определяло и функции игр: их посредством ребенку прививалось уважение к национальным обычаям, формировались качества личности, ценные для данного этноса, осуществлялось приучение подрастающего поколения к правилам и нормам поведения.

Следующий фактор - слово, играет в этнопедагогике определяющую роль, тем более в деле морально-нравственного воспитания. Отметив присутствие вербальных элементов практически во всех факторах народного воспитания, выделим собственно словесные средства народной педагогики: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, скороговорки, прибаутки, басни, притчи, назидания и т.д. Количество словесных форм воздействия на чувства, сознания и поведение ребенка в народной педагогике огромно: поучение, наставление, увещевание, упрек, осуждение, завет и многое другое.

В этнопедагогике русских по традиции одно из важнейших мест занимают сказки. Простота, искренность, непосредственность сказки соответствуют аналогичным свойствам психики ребенка и тем самым позволяют достичь гармонического сочетания умственного и нравственного развития.

Создавая сказки, народ стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и передать их подрастающему поколению: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие и др. воспеваются в сказках, а противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.

Уникальным творением народного творчества являются песни, которые в не меньшей степени, чем сказки, способствуют нравственному воспитанию, поскольку в них народ отразил все свое мировоззрение, в том числе и взгляды на мораль. Складываясь на протяжении нескольких тысячелетий, песни проходили естественный отбор народных педагогов, которые, понимая огромное значение музыкально-поэтических произведений в деле формирования личности человека, культивировали те их виды, которые способствовали умственному, эстетическому, трудовому, нравственному воспитанию.

Огромное значение в деле формирования нравственной личности играли пословицы, которые, являясь концентрированным выражением народной мудрости, были призваны удовлетворять различные духовные потребности людей: познавательные, этические, эстетические, производственные и т.д. Пословицы русского народа являются развернутой системой, показывающей идеал человека. Он должен быть трудолюбивым, смелым, честным, любящим Родину.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Двигательное обучение и тренировка
Очень близка к упражнениям тренировка, которую часто рассматривают как особую форму упражнений. В настоящее время под тренировкой принято понимать такие особенно интенсивные и планомерно ведущиеся упражнения, которые целиком и полностью служат достижению чисто спортивных целей, совершенствованию те ...

Анализ состояния проблемы в практике
Исследование проводилось на базе Еленинского ДОУ «Березка» Карталинского района в феврале 2003 года. В нем принимали участие 10 детей старшей группы. Задачи: Выявить уровень развития изобразительных способностей. Разработать рекомендации по осуществлению индивидуального подхода для наиболее полного ...

Анализ программного материала и ГОСО. РК по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
Современные программы, используемые в Республике Казахстан "Кайнар", "Балбобек", а также российские программы "Радуга", "Детство", "Развитие", "Школа 2100" нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников. Ан ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru