Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике

Педагогическая информация » Нравственные идеалы в народной педагогике » Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике

Страница 1

Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствует нравственному воспитанию. Важная особенность этнопедагогики - ее природосообразность, возникает благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.

Народные игры, способствуя интеллектуальному и физическому развитию, несли в себе определенный нравственный потенциал. В играх в значительной степени нашли отражение национальные особенности, хозяйственно-бытовой уклад, мировоззрение народа, они тесно связаны с исторической судьбой этноса. Все это определяло и функции игр: их посредством ребенку прививалось уважение к национальным обычаям, формировались качества личности, ценные для данного этноса, осуществлялось приучение подрастающего поколения к правилам и нормам поведения.

Следующий фактор - слово, играет в этнопедагогике определяющую роль, тем более в деле морально-нравственного воспитания. Отметив присутствие вербальных элементов практически во всех факторах народного воспитания, выделим собственно словесные средства народной педагогики: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, скороговорки, прибаутки, басни, притчи, назидания и т.д. Количество словесных форм воздействия на чувства, сознания и поведение ребенка в народной педагогике огромно: поучение, наставление, увещевание, упрек, осуждение, завет и многое другое.

В этнопедагогике русских по традиции одно из важнейших мест занимают сказки. Простота, искренность, непосредственность сказки соответствуют аналогичным свойствам психики ребенка и тем самым позволяют достичь гармонического сочетания умственного и нравственного развития.

Создавая сказки, народ стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и передать их подрастающему поколению: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие и др. воспеваются в сказках, а противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.

Уникальным творением народного творчества являются песни, которые в не меньшей степени, чем сказки, способствуют нравственному воспитанию, поскольку в них народ отразил все свое мировоззрение, в том числе и взгляды на мораль. Складываясь на протяжении нескольких тысячелетий, песни проходили естественный отбор народных педагогов, которые, понимая огромное значение музыкально-поэтических произведений в деле формирования личности человека, культивировали те их виды, которые способствовали умственному, эстетическому, трудовому, нравственному воспитанию.

Огромное значение в деле формирования нравственной личности играли пословицы, которые, являясь концентрированным выражением народной мудрости, были призваны удовлетворять различные духовные потребности людей: познавательные, этические, эстетические, производственные и т.д. Пословицы русского народа являются развернутой системой, показывающей идеал человека. Он должен быть трудолюбивым, смелым, честным, любящим Родину.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Методы и приёмы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках истории
Сформировать познавательный интерес к урокам истории у младших школьников, происходит при использование в учебном процессе методов и приемов способствующих этому. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения. Под методами ...

Структура социальных служб и учреждений работающих с детьми группы риска
В настоящее время в России нет четко структурной системы социальных служб и учреждений, работающих с детьми группы риска. Социально-педагогичекой поддержкой и реабилитацией детей занимаются различные социальные учреждения. Термин социально-педагогическая поддержка детства, был предложен Северным А. ...

Контроль за уровнем развития быстроты и скоростно-силовых качеств у волейболистов различной квалификации
Для решения задач оптимального управления подготовкой спортивных резервов необходимо систематически оценивать изменения функционального состояния, уровня подготовки, соответствие тренировочных нагрузок адаптационным возможностям спортсменов в течение всего периода подготовки. Информацию об этих изм ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru