Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся 6 - 7 классов

Педагогическая информация » Инновационные методики обучения при создании речевого произведения учащимися 6-7 классов » Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся 6 - 7 классов

Страница 1

В 6 - 7 классах продолжается работа над заложенными ранее умениями и в то же время начинается специальная работа над некоторыми новыми разновидностями коммуникативных навыков. В этот период усиливается внимание к компонентам речевой ситуации и к речевым жанрам.

В соответствии с требованиями программы по развитию связной речи в 7 классе проводится работа над описанием внешности; над сочинением-рассуждением с обратным доказательством; над «вымышленными» («выдуманными») рассказами; над умением составлять сложный план; над умением подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания; над умением собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом его темы и основной мысли; над умением выступать на основе собранных материалов. К этому умению примыкают упражнения, в которых требуется выступить на лингвистическую тему. Эта работа — углубление и усложнение начатого в 5 – 6 классах обучения устным и письменным высказываниям. Так, в 5 классе дети учились описанию отдельных предметов и животных, в 6 классе занимались описанием природы и помещения, а в 7 - они будут описывать внешность людей и их действия.

Если в 6 классе учащиеся знакомились с рассуждениями дискуссионного характера («Правильно ли поступил в таком-то случае?»), то в 7 классе основным видом рассуждения будет более сложная его форма - рассуждение с обратным доказательством (доказательством от противного).

Основным видом сочинения повествовательного характера в 6 классе был рассказ на основе услышанного или увиденного, а в 7 - основным видом сочинения-повествования является более сложная его форма — вымышленный (выдуманный) рассказ (на основе сюжетной схемы).

Следуя программным требованиям школьники учились строить предложения, используя при этом различные конструкции, обучались устным и письменным изложениям и сочинениям.

Изложения и сочинения в их наиболее сложных вариантах (изложение больших текстов с собственными критическими замечаниями по поводу содержания излагаемого, сочинения-рассуждения на общественно-политические темы) требуют от учащихся сложного комплекса умений и навыков:

а) навыки правильного построения предложений самой различной, в том числе и осложненной, конструкции и соединения этих предложений в логически стройное целое;

б) навыки пользования запасом слов учащихся, количественно и качественно обогащенным в школе;

в) навыки применения на практике знаний по грамматике, использования их в стилистических целях;

г) навыки пользования выразительными средствами языка;

д) навыки правильного письма (с орфографической и пунктуационной точек зрения).

В школьной практике используется большое количество видов изложений, различающихся по содержанию, цели, объему, по отсутствию или наличию плана и условиям его составления, по степени усложненности изложения дополнительными заданиями и т.д. Так, в 6 классе проводят подробное и выборочное изложения повествовательных текстов, содержащих характеристику действующих лиц; изложение с заданием ввести в текст описание внешности.

Уже в 7 классе в программу обучения вводят сжатое изложение текстов публицистического характера, изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.

Успешная работа над сочинение или изложением определяется и подготовительной работой по развитию речи.

Развитие речи учащихся на подобных уроках систематически осуществляется и при выполнении упражнений следующего типа:

- конструирование предложений разных типов (при условии реализации самых разнообразных грамматических правил, изученных учащимися);

распространение (в том числе и дописывание) предложений с соблюдением определенных условий грамматического и стилистического характера;

- вставка пропущенных слов и словосочетаний (в том числе и таких, которые в данном тексте используются как средства изобразительности -эпитетов, метафор);

- подбор ряда предложений (придуманных учащимися или из текстов изучаемых художественных произведений) на предложенную учителем тему или по демонстрируемой на уроке картине;

- грамматический разбор с анализом значений (смысла) предложений и состава слов (уяснение значения слова в целом и отдельных его морфем - приставок, суффиксов).

В ходе работы над изложением или сочинением учитель должен дать учащимся первоначальные навыки: научить отбирать материал, выделять главное, опускать детали, избегать длиннот, избирать наиболее желательную форму языкового выражения (например, как поступать, если начало текста — диалог), составлять план и рассказывать по плану, научить заканчивать рассказ.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Арифметические действия в начальном курсе математики и методика их изучения
В течение всех четырех лет начального обучения ведется работа по формированию у детей понятий о натуральном числе и арифметических действиях. С самого начала это делается в неразрывной связи с рассмотрением различных случаев практического применения этих понятий, с работой, направленной на усвоение ...

Контрольный эксперимент по выявлению занятий на развитие навыков пейзажного рисования
Чтобы определить эффективность проделанной нами работы по развитию навыков пейзажного рисования и получить объективные данные о результативности, мы провели контрольный эксперимент. Он дал возможность выявить изменения в уровне развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возр ...

Программы и методики формирования речевых компетенций
Концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способам ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru