Особенности развития творчества в дошкольном детстве

Страница 2

Только в этом случае понимание детского творчества будет адекватным, так как детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте деятельности. Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности необходимо и возможно с опорой на показатели творчества, характеризующие продукции детской художественной деятельности, выделенные Г.Г. Григорьевой: {LINKS}

1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно - выразительных средств для воплощения образа.

Под этим показателем следует понимать соответствие конечного результата поставленной (ребенком или взрослым) творческой задаче. Это и показатель целенаправленности продуктивного творческого воображения, без которого нет подлинно творческой деятельности.

2. Индивидуальный “почерк" детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

Чтобы применить данные показатели необходимо учитывать специфику творческой деятельности детей.

Освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и операциями. В творческой деятельности ребенка следует выделять 3 основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Второй - процесс создания изображения.

Третий - анализ результатов.

Процесс творчества у дошкольников своеобразен. Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение одних предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и использовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса. Она отмечала, что этап появления замысла характерен и для деятельности дошкольника, однако, развиваясь, он развертывается не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности. Отсутствие предварительного замысла - это показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени - это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка - рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только как необходимость, как условие, средство осуществления игры. Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, трансформируясь, органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая ее становлению.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Диагностика уровня двигательной активности детей подготовительной к школе группы на физкультурных занятиях
Экспериментальные исследования проводились на базе ясли-сад №43 ул. Зои-Космедимьянской 39 г. Барановичи с детьми подготовительной к школе группы – экспериментальная группа (далее ЭГ ), не имеющих медицинских ограничений в занятиях физической культурой. Экспериментальным фактором стало внедрение си ...

Урок – пресс-конференция
Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Пер ...

Организация содержания игр и упражнений для развития сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормаль ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru