Особенности развития творчества в дошкольном детстве

Страница 1

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет.

Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения. Первую часть деятельности называют ориентировочной (исследования Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной), а вторую - исполнительской (исследования Л.А. Венгера, Н.П. Сакулиной). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств личности, то есть способностей.

Сопоставляя различные точки зрения, мы считаем, что творчество ребенка отличается от творчества взрослого, которое строится на широком и глубоком знании жизни. Детское творчество определяется уровнем развития ребенка и еще не может представлять собой общественно полезную ценность. Оцениваться оно может лишь с педагогических позиций: какое значение оно имеет для всестороннего развития личности ребенка и его творчества.

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детская подделка - это не произведение искусства. Она не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.

Показатели творчества, характеризующие способы творческого действия, которые определила в своих исследованиях Г.Г. Григорьева, способны выявить умения ребенка создавать свой оригинальный образ в процессе рисования.

Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине, широте.

Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применении известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов.

Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).

Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.

Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

Этот показатель - своего рода следствие проявления двух первых, внимание взрослого заостряется на степени новизны в способах действия ребенка; самостоятельность, активность, инициатива детей в деятельности.

Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях.

К этой группе показателей можно отнести беглость (количество способов, использованных ребенком и адекватных задаче), гибкость (вариативность способов).

Большинство из названных показателей проявляется в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Педагогика «третьего возраста»
Педагогика «третьего возраста» разрабатывает систему образования, развитие людей пенсионного возраста и находится в стадии становления. Так, например, с повсеместным развитием компьютерных технологий и мобильной связи необходимо обучать пенсионеров работе с новыми приборами, компьютерами и мобильны ...

Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований
Изучение любой проблемы связано с уточнением предмета исследования, выявлением его сущностных характеристик. В данном параграфе мы выясним, что представляет собой творческая активность учащегося, каковы её специфические особенности. Исследование творческой активности учащихся – проблема сложная и п ...

Сущность и структура личностно – ориентированного обучения
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru