Роль подвижных игр в развитии динамической координации и ориентировки

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Основной формой обучения являются, конечно, занятия. Подвижные игры служат для закрепления и совершенствования движений. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития моторики, двигательной координации, а также, ловкости, быстроты, выносливости. Подвижные игры способствуют формированию нравственных качеств, привычек и навыков жизни в коллективе.

Как правило, подвижные игры – игры коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу;

не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место в зале, на игровой площадке и т.д.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.

Особое значение подвижные игры имеют для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Все вышесказанное – это общее значение подвижных игр и оно остается в силе для игр незрячих детей, но, кроме этого, существует и особое значение подвижных игр в жизни особенных детей.

Данные врачебных обследований незрячих детей установили, что к моменту поступления в школу по своему физическому развитию такие дети значительно отстают от своих зрячих сверстников (в пределах от 2х до 4х лет).

Ребенок 7-летнего возраста наблюдается с опущенной головой, сутулый, с прижатыми к бокам или вытянутыми вперед руками. Он плохо ориентируется в пространстве и боится его, т.к. он часто натыкается на окружающие его предметы, ударяется, чувствует боль, на каждом шагу его подстерегают неожиданности и препятствия. Вследствии этого он малоподвижен, скован, ритм и координация плохие, у него отсутствуют простейшие навыки в ходьбе, в беге, в метании; он не может выполнить то, что легко и свободно выполняет зрячий ребенок 3-4х лет. И, если в дошкольном учреждении или в школе будет упущен сензитивный период активного физического воспитания, то в дальнейшем будет очень трудно, если вообще возможно, отучить незрячего ребенка от общей скованности и недостаточности движения.

Из всего сказанного становится ясно, какое огромное значение для незрячего ребенка имеет игра, как одно из самых ценных средств физического воспитания, и какое место она должна занять в его жизни. Игра незаметно для незрячего заставляет его поднять голову, выпрямить спину, расправить плечи, заставляет бегать, прыгать, лазить, увертываться, бросать и ловить мяч, прислушиваться, ориентироваться в быстро изменяющейся обстановке. Игра развивает и укрепляет волю, настойчивость, активность, инициативу, воспитывает чувство коллективизма, ответственности за каждый свой поступок.

Игра вырабатывает и прививает ряд навыков, необходимых в трудовой деятельности и повседневной жизни. Путем игры незрячий ребенок овладевает пространством, развивает ловкость, быстроту, силу, смелость, слух, осязание, приобретает свободу в движениях и легкость их.

При выборе игры должны соблюдаться определенная последовательность применения игр, от простейших подражательных до сложных коллективных игр. Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которые они получили. При выборе игры нужно учитывать и настроение детей и их состояние в каждый конкретный момент.

Великая педагогика:

Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками в свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся им в семью. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверс ...

Необходимость синергетического подхода в управлении образованием
В условиях демократизации общества образование, все больше приобретая характер открытой системы, имеет возможность вариативного пути развития. В то же время, в многокомпонентной системе в образовании идет постоянное движение, результатом которого является переход его структур и подсистем из одного ...

Сущность и структура личностно – ориентированного обучения
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru