Психология незрячих

Страница 1

Развитие психики при нарушениях зрения

Одной из наиболее актуальных проблем специальной психологии является проблема межличностного взаимодействия инвалидов и физически здоровых людей. Изучение психики людей с ограниченными физическими возможностями, осознание трудностей, связанных с вхождением детей с патологией развития в социум, является первым шагом на пути интеграции инвалидов и физически здоровых людей.

Психика слепых и слабовидящих является, как и в норме, единством субъективного и объективного, т.е. в ней отражается объективная действительность, специфически преломляющаяся в сознании каждого индивида. Изучение психики незрячих и слабовидящих осложняется по сравнению с изучением психики нормальновидящих следующими особенностями:

На общечеловеческие проявления психики слепых и слабовидящих оказывают существенное влияние разнообразные аномальные факторы (нарушение зрения), которые маскируют и, зачастую, искажают проявление основных закономерностей психических процессов, состоянии и свойств личности. Особенно осложняется процесс выявления общих закономерностей психики незрячих при осложнении дефектов зрения патологическими изменениями в других частях организма.

Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключается также в том, что контингент лиц, попадающих под данное определение, очень разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функций.

Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты:

Слепорожденные – к этой группе относят людей,потерявших зрение до становления речи, т.е. примерно, до 3-х лет и не имеющих зрительных представлений.

Ослепшие – потерявшие зрение в последующие периоды жизни и сохранившие в той или иной мере зрительные образы памяти. Очевидно, что чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики.

Закономерности развития психики слепых и частичновидящих

В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка прослеживаются и у этих детей. К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, речи – в формировании высших психических процессов, ведущая роль обучения в психическом развитии (Выготский Л.С., Лубовский В.И.).

Выготский Л.С., изучая закономерности психического развития детей при различных аномалиях, выделил общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений. Он отметил, что причины, вызывающие аномалии, ведут к возникновению основного нарушения в психической деятельности, которое определяется как первичное, и как следствие – к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных, третичных и т.д. нарушений психической деятельности. Им также была выделена закономерность общая для всех детей с недостатками развития: затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром.

Общие закономерности, характерные для развития всех категорий детей с анамалиями, выражаются также в особенностях речевого общения и двигательных нарушениях.

Наиболее значимым для психологии слепых и частичновидящих явилось положение теории Выготского Л.С. о дивергенции культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и возможности ее преодоления путем создания и использования «обходных путей» культурного развития. В качестве примера он приводит точечный шрифт Брайля, который, заменив обычную оптическую азбуку, сделал доступным для незрячих чтение и письмо.

Психика слепых имеет некоторые особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля над деятельностью. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека – активности. Особенно существенно нарушение зрения затрудняет ориентировочно-поисковую деятельность, развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на частичновидящих и, особенно, слепых детей резко снижаетcя в связи с нарушением зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве. Наиболее отчетливо снижение активности наблюдается в преддошкольном и дошкольном возрасте. Солнцева Л.И., отмечая особенность развития незрячего ребенка, пишет: « Несколько замедленное общее развитие незрячего ребенка вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира».

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Диагностика уровня двигательной активности детей подготовительной к школе группы на физкультурных занятиях
Экспериментальные исследования проводились на базе ясли-сад №43 ул. Зои-Космедимьянской 39 г. Барановичи с детьми подготовительной к школе группы – экспериментальная группа (далее ЭГ ), не имеющих медицинских ограничений в занятиях физической культурой. Экспериментальным фактором стало внедрение си ...

Подбор соответствующего реквизита и технических средств
За годы существования группы для незрячих детей в 204 дошкольном учреждении постоянно накапливался реквизит для проведения подвижных игр. Сюда входят различные звучащие принадлежности, различные по осязанию поверхности, технические средства. К звучащим пособиям относятся: Специальные браслеты – пре ...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка через проектно-исследовательскую деятельность
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все бол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru