Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Страница 2

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития, но это происходит тогда, когда она включается в организованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Игра не только помогает овладевать навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.

Игры способствуют развитию детского "эмоционального интеллекта" и помогают взрослому создавать в группе детей дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми людьми, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Перечисленные ценности важны для усиления психологических связей между детьми, развития их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

Предлагая игры детям, взрослый тем самым дарит им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни.

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит играть, создавая, по словам А.С.Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества:

- воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отображаемых представлений;

- целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий

- подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих;

- целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;

- доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

Как ранее отмечалось, в процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают умения эффективного межличностного взаимодействия с окружающими людьми, укрепляют человечески важные качества своей личности. Считаю, именно игры коммуникативной направленности (не умаляя при этом роли других разновидностей игр в дошкольном возрасте) в полной мере способны решить задачи социально-нравственного воспитания детей наиболее эффективно.

Их образовательно-развивающая направленность, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, выделенной группы, непринужденность и атмосфера свободного и радостного общения всех участников игры в процессе этих игр, всё это привлекло мое внимание к этой разновидности методов развивающего обучения коммуникативной направленности.

Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-нравственное развитие, которое предполагает, в целом, как конечный желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности, окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от понимания происходящего вокруг него до умения строить адекватные отношения с самой действительностью, что, по сути, является личностной социализацией), формирование умений строить, поддерживать, укреплять, развивать коммуникативные связи, уметь строить свои взаимоотношения, взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).

На протяжении ряда лет, наше дошкольное учреждение работает по базисной образовательной программе «Развитие» (автор ЛА.Венгер), наряду с ней активно используются и парциальные дополнительные образовательные технологии и программы, в частности, в работе над формированием навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста применяется методика, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования РФ (автор Шипицына Л.М., Воронова А.П.) , направленная на развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Экспериментально-практическая работа по развитию динамической координации в пространстве незрячих и частичновидящих детей
В рижском специализированном детском дошкольном учреждении № 204 в 1990-1991 учебном году впервые открылась группа для незрячих и частичновидящих детей. Ее посещали 7 детей. 1. Оля Д. 5л. атрофия зрительных нервов, тотальная слепота. 2. Дима Н.3г. ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. 3. ...

Этнический характер совершенного человека
Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского « ...

Проблемы формирования и развития грамматических навыков и пути их решения
Грамматика является структурой языка. Грамматика превращает язык в речь. Изучение грамматики неизбежно при овладении иностранным языком. Как считает автор методической статьи , из трех аспектов языка - фонетики, лексики и грамматики, именно при овладении грамматикой английского языка школьники, и п ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru