Безусловно, развитие зрительного восприятия является приоритетным направлением в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения. Учителя-дефектологи детских садов для детей с нарушениями зрения в своей работе опираются на программы Л.В. Фомичевой (Рудаковой) и Л.И. Плаксиной. Л.А. Дружинина в своей книге «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения» систематизировала содержание требований программы по разделу «Развитие зрительного восприятия» {LINKS}
По каждому направлению коррекционной работы разрабатываются дидактические игры, решающие определенные задачи по развитию зрительного восприятия. Игры разрабатываются и изготавливаются тифлопедагогом и воспитателем с учетом назначений врача-офтальмолога, зрительных нагрузок и цветности (см. Приложение 2). Вот некоторые примеры дидактических игр по развитию зрительного восприятия.
Игра "Разложи по цвету": дети по образцу, кто скорее разложит фигуры по цветовым оттенкам. Выигрывает тот, кто скорее выполнит работу. (Также дидактические игры - «Подбери плащ», «Сборочный цех» и т.д.)
В упражнении "От какой бабочки крылья" дети рассматривают крылья бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети ориентируются на размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют из частей бабочку.
В дидактическом задании "Выложи орнамент" детям предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом они должны назвать фигуры, их цвет, величину, пространственное положение.
Игра "Подбери чашки к блюдцам". Детям даются изображения чашек и блюдец или сами предметы разного цвета. Следует подобрать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета.
Игры и материалы, способствующие активизации зрительных функций: мозаики, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки.
Дидактические игры и упражнения на цветоразличение "Найди нужный цвет", "Разложи по оттенкам", "Составь из частей цветок , «Посади матрешку в свой вагон».
Дидактические игры на развитие глазомера "Какой предмет больше, меньше?", "Что дальше, что ближе", "Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий, низкий предмет"и др.
Игры на развитие зрительного внимания и памяти "Угадай, что изменилось?", "Чего не стало?", "Найди такой же предмет".
Игра "Кто скорее соберет листья" ставит своей задачей научить различать от какого дерева лист.
В игре "Найди каждому ребенку свою игрушку" по характерным движениям дети должны подобрать игрушки: мальчику - самокат, девочке - скакалку, другим детям волчок, мячик и т. д. Дети должны внимательно рассмотреть, а затем определить, для какого действия характерна та или иная поза и найти игрушку, с которой играет ребенок.
Дидактическая игра "Одень куклу". Детям даются каждому кукла своего размера. На столе лежит одежда соответствующего размера для всех кукол, дети отбирают одежду. Задание дается с учетом скорости.
Игра "Какой геометрической фигуры не стало". Все геометрические фигуры яркой окраски, разного размера. Детям предлагается запомнить расположение фигур, а затем одно из них убирается. Следует угадать, какую фигуру спрятали. В игре "Составь из частей целое" предлагается из простых форм предметов пирамидки, флажки, матрешки составить целое.
Дидактическая игра "Кто скорее нанижет свои бусы". Даются наборы бус разного размера и образец нанизывания бус по убывающей величине.
Великая педагогика:
Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...
Экспериментальная работа по изучению свойств арифметических действий по
авторским учебникам
При изучении данной проблемы решили провести небольшую экспериментальную работу. Базой экспериментальной работы был Башкирский лицей им.Р. Уметбаева г. Сибай. С этой целью мы провели уроки по учебникам Н.Б. Истоминой и М.И. Моро. Урок 1. Тема: Переместительное свойство сложения (учебник Н.Б. Истоми ...
Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся 6 - 7
классов
В 6 - 7 классах продолжается работа над заложенными ранее умениями и в то же время начинается специальная работа над некоторыми новыми разновидностями коммуникативных навыков. В этот период усиливается внимание к компонентам речевой ситуации и к речевым жанрам. В соответствии с требованиями програм ...