Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»

Педагогическая информация » Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов » Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»

Страница 3

- назвать опознавательные признаки «точек» применения правил в конкретной части слова (в приставке, в корне, в суффиксе, окончании).

Неосложненное списывание опирается на зрительный вид орфографической памяти и будет использоваться в целях обучения школьников поиску опознавательных признаков орфограмм буквенного типа и их обозначений. Списывание с пропуском орфограмм (осложненное списывание) в данном случае представляется не всегда эффективным, потому, что в упражнениях этого вида орфограммы как таковые уже определены на месте пропусков букв.

Для проведения обучающих диктантов применяется зрительная и словесно-слуховая форма подготовки. Зрительная подготовка заключается в предварительном чтении либо всего текста, либо отдельных слов из него, в которых орфограммы могут затруднить учащихся. Наибольший обучающий эффект дают при этом словесные объяснения условий выбора орфограмм. Поскольку опознавательные признаки орфограмм являются частью условий выбора, использование зрительной подготовки к диктанту для формирования умения определять по опознавательным признакам место применения правила, особенно важно. В школьных учебниках имеются специальные тексты диктантов со зрительной подготовкой, да и любое упражнение учебника можно предложить в качестве такового, сопроводив его одним из представленных выше заданий.

Словесно-слуховая подготовка к диктанту тоже может служить формированию умения школьников находить в словах орфограммы с опорой на опознавательные признаки. Определение на слух опознавательных признаков орфограмм и выявление их с учетом самих орфограмм проводиться до записи (предупредительный диктант), вовремя записи (комментированный диктант) и после записи (объяснительный диктант) слов и словосочетаний.

Облегчению процесса формирования умения распознавать орфограммы по опознавательным признакам в ходе указанных видов упражнений способствует включению в систему обучения дихотомической модели обобщающих алгоритмов (термин психолога К.М. Шоломий), которые дают ученикам четкое представление о структуре их умственного действия.

Еще в 1970 году А.В. Текучев писал: « Орфографическая зоркость не есть какая-то постоянная величина… Степень и уровень ее развития в значительной мере определяется тем, на сколько внимательна бывает школа к этой стороне обучения русскому языку, не отсутствует ли вообще система в обучении орфографии»

Страницы: 1 2 3 

Великая педагогика:

Требования к профессиональным знаниям и умениям специалиста по социальной работе
Сегодня специалисты по социальной работе решают разноплановые вопросы в разных сферах жизнедеятельности современного общества и на разных социальных уровнях. Одни интенсивно работают с индивидами и семьями, другие с малыми группами, третьи с общностями. Одних социальных работников волнует решение т ...

Диагностика уровня толерантности у младших школьников
В анкетировании приняли участие учащиеся 4 класса, в количестве 26 человек, их родители, в количестве 26 человек и педагоги, в количестве 5 человек. Для диагностики уровня толерантности у младших школьников было проведено анкетирование Я.А. Батрак «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения м ...

Принципы синергетики и проблема управления образованием
Синергетика в сфере образования и педагогики несет большой эвристический потенциал, дает не только новый язык для перевода известных положений и терминов, но и эволюционную методологию управления образовательным процессом с учетом феноменов самоорганизации в образовательном пространстве. Методологи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru