Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»

Педагогическая информация » Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов » Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»

Страница 2

Во втором классе предполагается изучение основных орфографических понятий, а так же начало формирования важнейших орфографических умений и навыков. Учащиеся знакомятся с базовыми орфографическими понятиями «орфограмма» и «орфограмма-буква», понятие же «опознавательный признак орфограммы» целесообразно вводить после выяснения сущности понятия «орфограмма» и «орфограмма-буква», при изучении тем «правописание безударных гласных в корне слова».

Приведем фрагмент урока с использованием эвристического метода объяснения нового материала, в котором показан возможный вариант ознакомления с вышеназванными понятиями.

Вниманию учеников предлагаются слова, записанные на доске:

Сосна

Река

Леса

Вопросы для беседы:

- В каком месте слов, записанных на доске, вы можете допустить ошибку?

- По каким приметам вы это определили?

- Почему именно это место, на ваш взгляд, является опасным с орфографической точки зрения?

- Обозначьте его сверху знаком V.

Далее учитель уточняет ответы учащихся, обращая внимание на то, что отмеченная ими безударная позиция гласной о в слове сосна и е в словах река, леса, в которой эти звуки слышатся нечетко, и служит причиной возникновения ошибки, потому что позволяет пишущему предположить несколько вариантов написания.

Учитель. Безударная позиция гласного звука в фонетике называется слабой, так как гласные, находящиеся в ней звучат, звучат неясно. Что необходимо сделать для того, чтобы неясно звучащие гласные звучали отчетливо?

Ученики говорят о роли ударения для гласных звуков, подбирают к данным словам проверочные, отмечая, что в положении под ударением гласные не дают повода для ошибок.

На доске рядом с первым столбиком слов появляется второй:

Сосна – сосны

Река – реки

Леса – лес

Учитель. Действительно, наиболее отчетливо гласные звучат под ударением, это положение называется сильной позицией гласного звука. Слабая (безударная) позиция гласного звука – это особая примета, сигнализирующая о том, что в данном месте слова всегда существует орфограмма – гласная буква. Такая примета называется опознавательным признаком орфограммы-гласной буквы. Опознавательный признак есть у каждой орфограммы, их знание поможет вам свободно найти саму орфограмму и применить нужное орфографическое правило. Трудные места в слове, на которые указывают опознавательные признаки, мы будем сверху обозначать знаком V.

Знакомство с опознавательными признаками орфограмм буквенного типа (орфограмм-гласных букв, орфограмм-согласных букв, ь неразделительного, ь и ъ разделительных) по позициям продолжается по мере изучения новых видов орфограмм и орфографических правил.

Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям может быть предложена на уроках повторения и обобщения по орфографии в виде таблицы.

Основным средством усвоения введенных понятий и выработки соответствующих им умений обнаруживать опознавательные признаки орфограмм, определять по ним место применения правила в слове и предвидеть орфограмму или находить ее на письме являются специальные орфографические упражнения, такие как неосложненное списывание и обучающие диктанты с заданиями типа:

- найти (зрительно или на слух) по опознавательным признакам те места в слове, в которых вы можете ошибиться;

-обозначить знаком V опознавательные признаки изученных вами орфограмм-гласных букв, орфограмм-согласных букв и т. п.;

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Методика изучения курса «Страноведение». Материки, океаны и страны
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определён обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте основного образования этот сод ...

Понятие и структура общения
Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. По словам А.Н.Леонтьева, «в нормальных обстоятель ...

Формы организации обучения с использованием активных методов в ВУЗе
Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Рассмотрим характеристику неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность. Лекции - нетрадиционная форма проведения Проблемная лекция начинаетс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru