Возможности межпредметных связей в развитии интереса школьников к уроку музыки

Страница 2

Развивая в ученике умения слушать музыку, мы развиваем в нём психологические и эмоциональные качества. Они помогут ему не только вслушаться в музыку, но вслушаться в слова, всматриваться в картины, ощущать взаимосвязь внутреннего мира человека с миром художественных образов. «Используя психологические механизмы восприятия человека, искусство как бы заставляет его чувствовать то, что казалось далеко от его интересов». «Человек при помощи искусства вступает в эмоциональные отношения со всем миром. Заражение эмоциями, таким образом, необходимое условие воздействия искусства».

В состав операционно-деятельных связей входят следующие понятия:

1. умение объяснять и доказывать;

2. умение анализировать;

3.эксперимент, наблюдение;

4. умение работать с книгой, ориентироваться в справочной и научной литературе;

Первые относятся к оценочной деятельности, вторые – к познавательной деятельности и опираются на интеллектуальные умения, третьи, носят умственный характер и воспитывают видение проблемы, новых связей объекта, оригинальность, самостоятельность в переносе знаний и умений в новую ситуацию и т.д. Четвертые учат учебной деятельности, следовательно, и деятельности информационно – познавательной. Из всего сказанного можно сделать, что в основе операционно – деятельных связей лежит практическая деятельность учащихся, базирующаяся на определённых и характерных операциях.

Третий тип межпредметных связей – организационно – методический. Этот тип связей предполагает выработку комплексной методики межпредметных отношений и организационно учебного процесса на их основе. Он подчинён первым двум типам: содержательно – информационному и операционно – деятельному, так как теория и методика не могут быть не обоснованными на фактах, практике, анализе. Организационно – методические связи делятся на виды:

· по способам усвоения

· по ширине осуществления

· по времени осуществления

· по способу взаимосвязи предметов

· по постоянству реализации

· по организационному уровню учебного процесса

· по формам организации работы учащихся и учителей – коммуникативные связи

Способы усвоения связей могут быть репродуктивными, творческими, поисковыми. По форме, т.е. определённой областью усвоения связей могут быть факультативы, кружки, общества. Если брать нам предмет, на который мы опираемся, т.е. преподавание уроков музыки, то учитель музыки может быть одновременно и хормейстером. А произведение композитора, творчество которого они изучали на уроке, может превратить в предмет творческого исследования путём разучивания и исполнения его. Но одно это не оправдывало бы темы нашего разговора о межпредметных связей. Поэтому нужно расширить рамки поисково-творческой деятельности учащихся. Можно организовать в школе студию «Искусство». В состав руководителей могут входить преподаватели литературы, музыки, истории, рисования. Они в своей деятельности как раз должны опереться на организационно – методический тип связей и в частности применить творческой репродуктивный и поисковый способы усвоения связей. Таким образом, процесс обучения не будет навязан детям – наоборот, они будут активизировать его сами.

По ширине осуществлений связи могут подразделяться на внутрицикловые и межцикловые. Например, в предметах естественно – научного цикла межпредметные связи по методам науки сталкивают мышление учащихся с общенаучными методами: абстракционирование, моделирование, аналогия, идеализация, мысленный эксперимент и др. внутрицикловые связи обусловлены более тесным контактом между предметами одного цикла.

По способу взаимосвязи предметов связи могут быть односторонние, двухсторонние и многосторонние.

По постоянству реализации межпредметные связи подразделяются на эпические и систематические. Эпизодические связи могут быть между предметами разных циклов, т.к. специфика межпредметных связей предполагает наиболее общие и взаимосвязанные отношения. А в межпредметных связях основой являются главные закономерности. Систематические связи возможны между предметами одного цикла (живопись – музыка - история).

В эстетическом воспитании младших школьников обозначился интегрированный процесс комплексного взаимодействия искусств. Интеграция литературы, изобразительных искусств и музыки в мировоззренческо-методологическом аспекте определяется пониманием того, что разные виды искусств рефлектируют по поводу одного и того же предмета, коим является человек. С позиции понимания интегрированного подхода как средства обучения интеграция близка межпредметным связям.

Обусловленные общей логикой построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла на основе единых этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения человека к миру, межпредметные связи явились важными составляющими программы по музыкальному воспитанию Д.Б. Кабалевского.

В содержании программы включены синтетические формы и жанры и музыкального искусства – песня, опера, в основе которых лежит связь музыки и поэтического слова. Также в программе музыкального обучения детей предусматривается связь музыки и изобразительного искусства, например иллюстрирование русской народной песни «Эй, ухнем!» картиной И. Репина «Бурлаки на Волге», «Сурок» Л. Бетховена – «Савояром с сурком» А. Ватто и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Формирование регулирующей функции речи определяет возникновение у ребёнка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого и планировать их. Регулирующая функция речи является важным фактором развития произвольного поведения. Словесная регуляция деятельности и поведения может осущес ...

Миссия школы и ее воплощение в конкретных образовательных целях
К постановке, конкретных образовательных целей, которые в идеале должны определяться для каждого школьника и при его обязательном активном участии, ведет достаточно длинный и извилистый путь. Сделать его более прямым, менее болезненным, а главное – ведущим к желаемым конечным результатам – забота с ...

Мотивация изучения алгоритмов
Понятие «алгоритм» является основным, неопределяемым. Сущность его на содержательно-интуитивном уровне может быть описана следующим образом: алгоритм – понятное предписание, указывающее, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить с данными, чтобы решить задачу данного типа. Дл ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru