Логопедическая технология коррекции нарушения письма у учащихся начальных классов

Педагогическая информация » Логопедическая технология коррекции нарушения письма у учащихся начальных классов

В отечественной логопедии процесс формирования письма традиционно рассматривается в рамках единого процесса языкового развития ребенка. Р.Е. Левина отмечала, что весь путь овладения речью формирует у младшего школьника определенный опыт аналитико-синтетической деятельности как в звуковой сфере, так и в сфере морфологических обобщений, которые составляют важнейшее условие готовности ребенка к усвоению грамматики письма. Признание того, что нарушения письма вторичны по отношению к расстройствам устной речи, позволило связать специфические проявления трудностей освоения письма в основном с несформированностью фонологического уровня языка и нарушением фонетического принципа русского письма. При этом у учащихся младшего школьного возраста с нарушением письма отмечалось наличие более или менее глубоких отклонений в анализаторной деятельности (главным образом речедвигательной или речеслуховой), вследствие чего школьники с трудом овладевали звуковым анализом в период первоначального обучения в школе.

{LINKS}

Распространенность специфических ошибок связывалась с глубиной нарушения фонематического слуха и восприятия. Основываясь на этом, к преодолению недостатков письма подходили с позиций формирования взаимодействия различных сторон речи, которое в ходе коррекционной работы должно осуществляться в процессе развития фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка.

Современная логопедия к преодолению нарушений письма строится на изучении психологического строения речевой функции в целом и процесса письма, в частности. В основу понимания механизмов письма и организации коррекционно-логопедической работы были положены учение о функциональных системах, представление о психических процессах как функциональных системах, об их системной и динамической локализации и гетерохронии развития, об интегративной деятельности мозга в процессе психической деятельности.

Трудности овладения навыком письма учащимся начальных классов общеобразовательной школы выявляются довольно часто. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф.Спирова,

А.В. Ястребова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина). В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными. В целом формирование навыка письма изучено мало.

Актуальность исследования определена нами, исходя из следующих положений:

Межполушарная асимметрия и межполушарные отношения в процессе осуществления интеллектуальной деятельности являются отражением биогенетических закономерностей формирования мозговой организации психических функций. Индивидуальные особенности познавательного стиля человека, проявляющиеся в различных стратегиях обработки информации, оказывают влияние на процесс становления навыка письма в онтогенезе.

Значительная выраженность и стойкость нарушений письма у определенной части учащихся начальных классов, трудности их преодоления общепринятыми в логопедии методами, обусловлены не только нарушением деятельности отдельных базовых для письма функций, но и задержкой формирования их мозговой организации в целом.

При определении дифференцированных подходов к организации коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письма у учащихся начальных классов не достаточно учитывается профиль организации сенсомоторных функций.

Своевременное выявление у учащихся начальной школы с имеющимися методами оценки уровня сформированности базовых психических функций позволит произвести системный анализ механизмов нарушений письма, что в дальнейшем будет способствовать выбору наиболее адекватных методов их преодоления.

Проблема исследования заключается в необходимости изучения механизмов нарушений письма у младших школьников.

Объект исследования — письменная речь учащихся начальных классов и ее коррекция.

Предмет исследования — процесс создания логопедической технологии коррекции нарушения письма у учащихся начальных классов.

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и апробация логопедических технологий устранения недостатков письма у учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования. Успешность формирования письма у учащихся начальных классов зависит от совместной работы учителя-логопеда и учителя класса. Учителю, работающему в классе с детьми с нарушениями письма, необходимо организовать специальные занятия по восполнению пробелов путем дифференцированного и индивидуального подхода в период обучения детей грамоте в рамках работы в классе и, частично, в послеурочное время. В связи с этим эффективность преодоления нарушения письма будет осуществляться приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

Сформулировать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования.

Изучить и выявить характерные особенности нарушения письма у младших школьников.

Теоретически обосновать и разработать комплексную коррекционно-логопедическую программу, направленную на преодоление нарушений письма у младших школьников в начальных классах.

Экспериментально проверить эффективность разработанной комплексной коррекционно-логопедической программы в учебном процессе.

Логопедическая работа осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются теоретические исследования; анализ психолого-педагогической, медицинской и социальной литературы, отражающей состояние изучаемой проблемы; наглядные, словесные и практические.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужила Третьяковская общеобразовательная школа. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 2 А и Б класса 8-8,3 лет.

Великая педагогика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru