Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Педагогическая информация » Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние окружающая среда и отношение ребенка к ней.

{LINKS}

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей.

Вопросы речевого развития нашли свое отражение и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где представлены областью "Коммуникация". Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на решение следующих задач:

-развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

Проблемы развития речи в младшем дошкольном возрасте отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов.

Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных жанров. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.

В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина, А.В. Соболева и др. Л.И. Павловой сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в цикле статей "Фольклор для маленьких".

Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель: разработка системы работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, апробация и выявление ее эффективности.

Объект: процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста

Предмет: система работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленная на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были сформулированы задачи:

проанализировать современные подходы к проблеме развития речи детей младшего дошкольного возраста с точки зрения психологии, педагогики;

разработать систему работы с использованием произведений малых фольклорных жанров с учетом Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

апробировать эффективность системы работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов взаимопроверяющих и дополняющих друг друга.

Методы исследования:

-теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, программ, анализ педагогического опыта;

-эмпирические методы: педагогические наблюдения, беседы, педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ полученной информации.

Великая педагогика:

Функции и графики
Пусть даны две переменные х и у. Говорят, что переменная у является функцией от переменной х, если задана такая зависимость между этими переменными, которая позволяет для каждого, значения х однозначно определить значение у. Примеры функций: 1. y = kx+b. 2. у= |х|. 3. у = х2. 4. у= 1/х, х>0 5. у ...

Сопоставительный анализ различных моделей обучения
Во всех современных моделях обучения можно выделить плюсы и минусы. Минус Американской модели обучениясостоит в том, что она является относительно молодой. Однако преподаватели Соединенных Штатов слишком утрировали саму схему выбора студентами жизненных ценностей. Занятия стали полностью практическ ...

Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников
Целью констатирубщего этапа педагогического эксперимента стало: выявление уровня развития экспрессивной лексики детей 6 г.ж. Обследование речи детей проводилось на базе дошкольного учреждения №14 г. Севастополя. В эксперименте принимали участие 2 группы дошкольников старшего возраста по 15 человек ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru