Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Педагогическая информация » Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние окружающая среда и отношение ребенка к ней.

{LINKS}

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей.

Вопросы речевого развития нашли свое отражение и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где представлены областью "Коммуникация". Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на решение следующих задач:

-развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

Проблемы развития речи в младшем дошкольном возрасте отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов.

Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных жанров. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.

В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина, А.В. Соболева и др. Л.И. Павловой сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в цикле статей "Фольклор для маленьких".

Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель: разработка системы работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, апробация и выявление ее эффективности.

Объект: процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста

Предмет: система работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленная на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были сформулированы задачи:

проанализировать современные подходы к проблеме развития речи детей младшего дошкольного возраста с точки зрения психологии, педагогики;

разработать систему работы с использованием произведений малых фольклорных жанров с учетом Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

апробировать эффективность системы работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов взаимопроверяющих и дополняющих друг друга.

Методы исследования:

-теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, программ, анализ педагогического опыта;

-эмпирические методы: педагогические наблюдения, беседы, педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ полученной информации.

Великая педагогика:

Возрастные особенности обучения пейзажному рисованию
В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста. 1. Доступность содержания пейзажной живописи для детского восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту и опыту. 2. Содержание картины должно носи ...

Подходы к изучению грамматики
Авторы обучающих методов ставили перед собой несколько вопросов: 1. Должны ли методы быть связаны с грамматической программой? 2. Должны ли грамматические правила быть ясными и точными? Разнообразные пути решения данных вопросов помогли отличить методики друг от друга. Зарубежный методист Scott Tho ...

Содержание образовательного процесса
В соответствии с п.5 ст.14 и п.2.6 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательные программы. Образовательная программа учреждения – документ, определяющий содержание образования определенного у ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru