Системы образования в Азербайджане

Педагогическая информация » Системы образования в Азербайджане

Образованные и знающие люди на востоке всегда ценились. К таким людям почтительно обращались как «мирза». Эта тенденция была продолжена на мусульманском востоке. "Учитесь от колыбели до могилы, " - имел обыкновение говорить пророк Мухаммед. Всесторонне образованные люди были среди наиболее уважаемых советников правителей. Примером этого может служить Низам-уль-Мюльк - везир правителя Сельджукского государства Алп-Арслана, а позднее Меликшаха - автор трактата "Книга о Правлении". Или везир Карабахского хана Ибрагима, знаменитый поэт Мирза Панах Вагиф. Народ тщательно сохранял их труды для следующих поколений: переписывание каллиграфическим почерком рукописей Низами, Хагани, Туси, Бируни, Ибн-Сины и других стал миссией всей жизни для многих.

Общеобразовательные школы

Вообще, сведения о первых школах Азербайджана относятся к X в. В них обучались дети знати и духовенства. После араб, завоевания (VII в.) в целях распространения ислама при мечетях открывались мектебы. С XI в. в мектебах было введено преподавание персидского языка. В X-XI вв. при не-которых крупных мечетях (Тебриз, Нахичевань, Барда, Гянджа, Шемаха) возникли медресе. Эти учебные заведения сыграли существенную роль в распространении грамотности; в них получили образование известные поэты и мыслители: Абу-ль-Ала Гянджеви, Мехсети Гянджеви, Хагани Ширвани, Низами Гянджеви, Насирэддин Туси, Насими, Физули, Вагиф и др. В XIV в. в Тебризе был открыт "Дом исцеления" - городок с учебными и лечебными учреждениями. Мектебы и медресе в дальнейшем открывались отдельно от мечетей. В 1647 в Тебризе было 47 медресе и 600 мектебов, в Шемахе - 7 медресе и 47 мектебов.

В начале XIX в. в Северном Азербайджане, вошедшем в состав Российской империи, были открыты начальные школы на русском языке. Первое уездное училищеще было организовано в Шуше в 1830, затем в Шеки (1831), Баку (1832), Гяндже (1833), Шемахе и Нахичевани (1837), Кубе и Ордубаде (1856), Закаталы (1862). До 1870-х гг. число этих школ росло крайне медленно, численность азербайджанцев в них была незначительна. Под давлением мусульманского духовенства многие отказывались обучать своих детей в русских школах, определяя их в мектебы, число которых в 80-е гг. XIX в. доходило до 500 (ок. 7 тыс. учащихсяся). Учебные заведения Азербайджана (кроме мусульманских) в 1848-1860-х гг. и 1864-1917-х гг. подчинялись Кавказкому уч. округу. В 1865 году в Баку была открыта реальная прогимназия (с 1874 года реальное училище) и женская гимназия. В 1887 году в Азербайджане появилось русско-татарское начальное училище (азербайджанцев, как и др. мусульман, часто называли татарами). В конце XIX-начале XX вв. в Азербайджане было открыто более 240 русско-азербайджанских школ. В отличие от обычных школ с обучением на русском языке, в эти училища принимались только азербайджанцы, и наряду с русским в значительном объёме преподавался азербайджанский язык. В конце XIX в. кроме казённых, создавались частные и общественные школы, среди них и так называемые ново-методные с преподаванием на родном языке. Движение за организацию ново-методных школ возглавили известные просветители Зардаби, Н. Везиров, М. Шахтахтлы, С. Мехмандаров, А. Ахвердиев и др. В 1914/15-ом учебных годах в 976 школах всех типов (в т. ч. 15 средних) обучалось 73,6 тыс. детей (из них 23 тыс. азербайджанцев). Большинство детей, особенно азербайджанцев, оставалось вне школы. В начальных школах коренное население составляло лишь 36,1% учащихся, в средних школах - 11% (гл. обр. дети из состоятельных семей). Число учащихся-азербайджанок составляло менее 2 тыс.

В ноябре 1917 года в Баку была провозглашена советская власть. Уже в 1918 году Бакинский Совнарком опубликовал декларацию о введении всеобщего бесплатного обучения на родном языке; были созданы Совет по народному образованию и комиссия по составлению программ и учебников. В 1918 г., после объявления Азербайджанской Демократической Республики (АДР), одними из первых декретов, выпущенных правительством, были декреты об учреждении Государственного университета и обучении молодых людей за границей за счёт государственных фондов, также было провозглашено осуществление национальной политики по народному просвещению в духе демократических принципов.

Образование Бакинского государственного университета было сопряжено с очень большими трудностями. Парламент АДР на своих заседаниях рассматривал различные организационные проблемы, связанные с установлением системы образования в университете. По поручению Парламента было выделено здание в центре Баку и было принято решение о приглашении на работу преподавателей из-за границы и об оплате их деятельности. Помимо Бакинского государственного университета были открыты общеобразовательные школы на народном языке, в учебные планы были включены предметы по родной литературе, истории, географии. После перехода власти к Советам (1920) старая школа была заменена единой трудовой школой с обучением на родном языке.

Комиссия "Союз работников просвещения и социалистической культуры" ввела в 1920/21-ом учебных годах новые программы по истории и др. предметам. В 20-30-х гг. общественные дисциплины преподавались по разным учебным планам и программам. В эти годы жившие в Азербайджане талыши, лезгины, удины, аварцы, курды и др. имели школы с обучением на родном языке или изучали предмет - "Родной язык", однако в 30-х гг. обучение было переведено на азербайджанский язык, при этом сохранились школы с обучением на грузинском и армянском языках, которые функционировали в районах, где в основном жили представители этих народов.

Всеобщее начальное обучение было введено в Азербайджане в 1928. В том же году был осуществлен переход с арабской системы письменности на латинскую, а в 1939 – на кириллицу.

С начала 1930-х гг. в крупных городах, а с 1935-го года повсеместно стало осуществляться всеобщее 7-летнее обучение. Значительно расширилась сеть средних учебных заведений. Возникли школы и курсы для взрослых (1927). Начиная с 1931 значительно усилилось использование уч. планов и программ Наркомпроса РСФСР. С 1936года, за исключением азербайджанского языка и литературы, преподавание основных предметов проводилось по программам РСФСР. Национально-региональные особенности не получали должного отражения в школьных планах и программах. Долгое время история Азербайджана не включалась в учебные планы как отдельный предмет.

Массовая неграмотность была ликвидирована во 2-й пол. 30-х гг.; в 1939 грамотность населения достигла 82,8%. Развитию общего образования помешали ошибки, допущенные во время культа личности, в т. ч. в не соблюдении равноправия в школьном обучении представителей разных национальностей. Не был оправдан поспешный перевод азербайджанской письменности на русскую графику, что осложнило учебный процесс. Народ был искусственно оторван от возможности изучения национального культурно-исторического наследия. Большой урон был нанесён народному образованию в результате необоснованных репрессий.

Во время Великой Отечественной войны сеть школ несколько сократилась, но в послевоенные годы была полностью восстановлена. В 1951 в Азербайджане завершился переход к всеобщему 7-летнему обучению, а к началу 1960-х гг. - к 8-летнему. В середине 1970-х гг. было введено всеобщее среднее образование.

В 1988/89-ом учебных годах в Азербайджане работало 4,4 тыс. дневных общеобразовательных школ (1,3 млн. уч-ся). Свыше 79% школьников обучалось на азербайджанском языке; свыше 18% - на русском. В 84 вечерних и заочных школах училось 25,9 тыс. человек. Имелось 17 школ для детей с недостатками умственного и физического развития (4,5 тыс. уч-ся), 5 детских домов (450 чел.), специальные школа и ПТУ для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (около 90 чел.).

В школах Азербайджана в 1989 году было занято 129,6 тыс. учителей, в том числе 80% с высшим образованием.

С 1988/89-ом учебном году история Азербайджана была включена в учебный план школ. Началась разработка нового учебника по истории родного края. Школы с обучением на русском языке действовали во всех районах республики. С 1989 года было принято несколько государственных актов, укрепивших суверенитет Азербайджана в сфере культуры (в том числе в функционировании азербайджанского языка как государственного языка республики), которые открыли широкие возможности для перемен в системе образования. Однако перестройка в области школьного образования идёт с большими трудностями, не хватает школьных зданий, слаба их материально-техническая обеспеченность.

Дошкольные учреждения.

До 1920 было 5 частных детских садов (все в Баку). После установления советской власти дошкольные учреждения открывались в городах и в сельской местности: в 1920-21-х гг. было открыто 76 государственных дошкольных учреждений.

В 1989 г. работало 2088 постоянных дошкольных учреждений со 182,6 тыс. детей (в т. ч. 172 дет. яслей-садов с 4,8 тыс. воспитанников); в 1988 г. начали функционировать детские дошкольные учреждения на дому (св. 10 тыс. воспитанников). Обеспеченность детей соответствующего возраста дошкольными учреждениями составила 20%. Св. 63% учреждений вели воспитательную работу на азерб. и др. языках народов Закавказья, св. 17% - на русском. Имеются детсады с интернациональными по составу группами. В дошкольных учреждениях занято 14 тыс. педагогических работников, в том числе 22% с высшим образованием. Воспитателей дошкольных учреждений готовят: средней квалификации - Бакинское дошкольное училище, высшей квалификации - Азербайджанский государственный педагогический университет (Баку).

Профессионально - техническое образование.

Первые ремесленные училища возникли в XIX в. В городах Шеки (1843), Закаталы (1882), Гянджа (1884), Баку (1887) и др. К 1914 году в десяти ремесленных училищах обучалось 2,4 тыс. чел.

После установления советской власти в связи с развитием промышленности возросла потребность в квалифицированных рабочих. По инициативе Н. Нариманова началось создание целостной системы профессионально-технического образования. В 20-30-х гг. функционировали школы ФЗУ, с конца 30-х гг. училища и школы ФЗО. К 1940 г. их было 32 (5 тыс. уч-ся). В 1940 г. была создана система государственных трудовых резервов. В годы Великой Отечественной войны эти училища подготовили более 43 тыс. квалифицированных рабочих. В 1959 г. Трудовые резервы преобразованы в Государственную систему профессионально-технического образования. В 1966 г. были учреждены ТУ для подготовки квалифицированных рабочих из числа выпускников средних школ. В 1969 г. стали открываться средние ПТУ.

В 1988/89-ом учебном году в 180 профессионально-технических заведениях обучалось 88,2 тыс. учащихсяся, работало 4,4 тыс. преподавателей, в т. ч. 4085 с высшим образованием (93,9%), 5,4 тыс. мастеров производственного обучения. Обучение велось более чем по 270 массовым рабочим профессиям.

Среднее специальное образование.

До 1917 в Азербайджане было два средних специальных учебных заведения с 500 уч-ся: среднее техническое училище (основано в 1905) и среднее мореходное училище (начало XX в.), оба в Баку.

После установления советской власти среднее специальное образование стало развиваться с учётом потребностей народного хозяйства. В 1920/21-ом учебном году было открыто 8 средних специальных учебных заведений (5 тыс. учащихся). До начала 30-х гг. они были подчинены Наркомпросу, а затем переданы соответствующим наркоматам.

В 1988/89-ом учебном году в 78 средних специальных учебных заведениях обучалась 61 тыс. учащихся. Свыше 85% из них - азербайджанцы. Велась подготовка по 196 специальностям.

Высшее образование.

История высшего образования в Азербайджане начинается с 1919 года с основания первого университета в Баку. Сейчас в Азербайджане действуют около 50 высших учебных заведений, в которых получают образование примерно 100 тыс. студентов. Крупнейшие вузы страны – Бакинский государственный университет, Университет нефти и химии (основан в 1920, ок. 15 тыс. студентов), Азербайджанский технический университет, Азербайджанский педагогический университет русского языка и литературы им. М.В.Ахундова, Азербайджанский государственный унивеситет иностранных языков, Азербайджанский медицинский университет им. Н.Нариманова, Консерватория им. У.Гаджибекова, Государственный сельскохозяйственный институт в Гяндже и др. В последние годы появилось несколько частных (первый из них – Хазарский университет, основан в 1991 году, обучение ведется на английском языке также) и международных вузов. Среди последних выделяется Западный университет (основан в 1991 году, насчитывает ок. 1000 студентов). В Кавказском университете обучение ведется и на турецком языке. Имеются также филиалы Дагестанского и Днепропетровского университетов. Большинство вузов находится в Баку

Великая педагогика:

Технология обучения как учебного исследования
В современном мире происходит трансформация отношения к образованию как к социальному институту. «Во всех системах практики и типах профессий возрастает роль и значение способностей целенаправленно выстраивать общение и коммуникативные связи, осуществлять действия на основе предварительно выработан ...

Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по предмету. Наименее изученной и, в то же время, представляющей наибольший интерес ...

Анализ деятельности МБОУ – СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников
Общие сведения об образовательном учреждении: МБОУ – СОШ №168. Дата регистрации 1988 год. Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. С. – Дерябиной 27 А. Тип учреждения: образовательный. Уровень реализуемых образовательных программ: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru