Проблемы и перспективы развития системы образования Азербайджанской Республики

Педагогическая информация » Системы образования в Азербайджане » Проблемы и перспективы развития системы образования Азербайджанской Республики

Страница 1

В процессе осуществления преобразований с области образования, которые неминуемы в силу изменения экономический условий в Республике, возник ряд трудностей, среди которых исследователи выделяют:

Снижения качества учебных сред на всех уровнях образования, но особенно в области начального и среднего. Слабое развитие библиотек, отсутствие доступа к различным базам данных и литературе.

Применение устаревших учебных планов и методов обучения, унаследованных от советской образовательной системы, которые практически не соотносятся с требованиями рыночной экономики и независимости. Используемые преподавателями методы в большинстве случаев не отражают современные разработки в данной области.

Падения качества преподавательского состава из-за резкого снижения реальных преподавательских зарплат, ухудшения состояния учебных сред и низкого уровня подготовки преподавателей.

В целом плохое состояние технической и материальной инфраструктуры учебных заведений. В области среднего специального образования, например, используемые инфраструктура и оборудования устарело на 70—80 %. По-прежнему практически не используются новейшие информационно-коммуникационные технологии.

Связь между учебными заведениями и рынком, а также другими экономическими и социальными партнерами (различными общественными объединениями, родителями и пр.) практически отсутствует.

Традиционно сложившийся перевес гуманитарного образования и слабое развитие образования инженерно-технического. В последнее время наблюдался значительный рост поступающих в вузы на такие специальности, как экономика и педагогика, при одновременном уменьшении числа желающих получать образование, например, в сфере сельского хозяйства.

В силу отмеченных недостатков в 1999 году была сформулирована 10-летняя программа реформы образования, первый этап которой начал реализовываться в 2003 году, для чего Всемирный Банк утвердил кредит для Азербайджана в размере, эквивалентном 18 млн. долл. США, на финансирование Проекта развития сферы образования, который является первой стадией реализации Программы реформ сферы образования. Правительство приступило к реализации долгосрочной Программы реформ сферы образования. Этот новый проект в сфере образования разработан на основе опыта и уроков, усвоенных в процессе реализации уже начатого Проекта реформы системы образования, который является первым финансируемым банком проектом в данном секторе. Десятилетняя Программа реформы системы образования состоит из трёх фаз.

В течение первой фазы (продолжительность — 4 года) предполагается осуществить ряд изменений, связанных с введением новых учебных планов и интегрированных учебных программ. Кроме того, особое внимание будет уделено подготовке образовательных менеджеров, способных использовать новые современное технологии управления. Будут создаваться новые интегрированные учебные программы (включающие элементы гуманитарных и естественных наук), а также будет осуществляться компьютеризация обучения, внедрение в образовательную систему новых мультимедийных технологий. Отдельное внимание на первой фазе будет уделено переподготовке преподавательского состава. Помимо этого, будет создан новый механизм приема преподавателей на работу, их профессионального совершенствования, а также правовой защиты. Будет разработана единая система лицензирования, оценки и аккредитации преподавателей. Еще одна линия реформирования на этом этапе — создания новых методических материалов и библиотечная реформа. Будут предприняты шаги по организации в учебных заведениях доступа к электронным базам данных и информационным источникам. Одним из центральных моментом на этом этапе реформирования станет разработка механизма распределения власти и децентрализации в области образования. Без этого образовательная система не сможет стать достаточно гибкой, чтобы отвечать на требования рынка. Предполагается, что в первую очередь всем учебным заведениям будет представлено право на экономическую и управленческую самостоятельность, однако с сохранением системы бюджетного финансирования для государственных образовательных структур. Наконец, предполагается создать необходимые условия для регулярной оценки деятельности образовательных учреждений экспертами и представителями общественности.

На второй фазе в образовательный процесс будут внедряться учебные программы, предполагающие возможность выбора учащимся своей образовательной траектории. Благодаря этому образование будет учитывать потребности отдельных учащихся, в то же время удовлетворяя требованиям общества и государства. Предполагается также реформировать экзаменационную систему, сделав ее более простой и в то же время справедливой. Кроме того, на втором этапе реформы на основе международных будет создана научная база для обеспечения возможности организации образовательных стратегий с учетом требований рынка. Предполагается так же создание специальных институтов, которые будут обеспечивать дистанционную переподготовку преподавательского состава без отрыва от учебного процесса. На втором этапе будет создана система распределения учебников и других методических материалов в образовательном секторе. В библиотеках будет введена новая единая автоматизированная система обработка информации. Будут созданы образцы учебных планов и учебно-методических комплексов; одновременно с этим будет стимулироваться работа по созданию альтернативных учебников и учебных программ. Важным компонентом второй фазы реформирования станет создание единой системы мониторинга частного сектора образования. На второй фазе также будет проводиться реконструкция материально-технической инфраструктуры учебных заведений. Наконец, с целью привлечения в сферу образования дополнительных инвестиций будут разработаны правовые механизмы снижения налогового бремени для тех негосударственных организаций и предприятий, которые вкладывают свои деньги в образование. Будет создана система кредитования образовательных институтов.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всесторонне развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение имеет специфические качественные ...

Современное состояние проблемы преподавания истории в начальной школе
В период демократизации общественной жизни в нашей стране всё большое значение придается изучению в начальной школе отечественной истории. На основе знания родной истории младшим школьникам легче понять и усвоить самое главное в жизни и в школе. Вводный, первоначальный курс называется пропедевтичес ...

Особенности восприятия дошкольниками художественных текстов
Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности — в знакомстве с явлениями ок ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru