недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессивность поведения;
отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;
отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт, безынициативность в отношении улучшения своей жизни; {LINKS}
неумение самостоятельно организовать свой досуг.
По мнению Растигеева А.П. система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на который способны выпускники сиротских учреждений, ограничениями в интеллектуальном развитии, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки. Уровень адаптационного потенциала воспитанников детских домов в социальной сфере крайне невысок, а также потенциал ниже того, который предусматривает успешность социализации у воспитанников.
Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию, и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и односторонние изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это способствует ориентации молодых людей и подростков на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору из спектра предоставляемым социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое Я - субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.
В связи с тем, что основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, связанных с обеспечением существования человека, т.е. трудом, то можно говорить о социально - трудовой деятельности как ядре адаптационного процесса. В соответствии с этим выделяется понятие «социально-трудовая адаптация» данное понятие определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями.
Выделены следующие принципы социально-трудовой адаптации:
возможно более точный учет условий, в которых она происходит;
всестороннее изучение особенностей аномального ребенка, а также сохранных личностных и деятельностных образований для разработки путей коррекции и развития;
прогностический характер коррекционно-педагогической работы с учеником с целью достижения конкретного уровня социально-трудовой адаптации и полной интеграции выпускников в трудовых коллективах;
включение воспитанников в доступные формы и виды человеческой деятельности и общения;
оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в этом после впуска из учреждения для детей - сирот с целью достижения более высокого уровня социально - трудовой и полной интеграции выпускников в общество.
В стратегическом плане важно определить основные направления трудовой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детских домов и школ-интернатов, считает Куган Б.А Одно из направлений – труд по самообслуживанию. Содержание работы с детьми в рамках выделенного направления в свою очередь является следующим:
Великая педагогика:
Интегративное знание в содержании общего среднего образования
Одна из задач модернизации отечественной системы общего среднего образования связана с профилизацией его старшей ступени, когда углубленное изучение профильных курсов сопровождается уменьшением количества учебных часов, отводимых на остальные предметы. Последние, согласно Базисному учебному плану, ...
Анализ фразеологизмов английского языка с компонентами – зоонимами и их
эквивалентов в русском языке
Фразеологизмы английского языка с компонентами – зоонимами Развитие многозначности зоонимов осуществляется путём переноса значения, названия. Исторически вторичные значения являются переносными, часто и фигуральными, но многие из них в настоящее время уже не осознаются в своих исходных качествах. С ...
Сущность и структура личностно – ориентированного обучения
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных ...